Posted 23 мая 2010,, 20:00

Published 23 мая 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:49

Updated 8 марта, 06:49

Холм преткновения

23 мая 2010, 20:00
Утром в минувшую субботу в аэропорту индийского города Мангалор потерпел катастрофу Boeing-737–800 авиакомпании Air India Express, летевший в Мангалор из эмирата Дубай (ОАЭ). При посадке у самолета лопнуло одно из шасси, и летчики не успели сразу убрать другие, как это положено делать в таких ситуациях. В непростых мет
Сюжет
Авиация

Boeing-737–800 компании Air India Express (является подструктурой авиаперевозчика Air India) выполнял рейс № IX-812 Дубай – Мангалор. Катастрофа произошла уже в аэропорту Мангалора. Около 6.30 по местному времени при заходе на посадку у самолета лопнуло одно из шасси. Boeing не сумел остановиться до конца взлетно-посадочной полосы и, выкатившись за ее пределы, задел крылом антенну наземной системы управления полетами, после чего покатился дальше под откос. Пролетев 200–300 метров по отвесному склону холма, самолет разломился пополам и загорелся. Судя по кадрам с места катастрофы, от машины уцелела только хвостовая часть.

На борту потерпевшего крушение воздушного судна находились 166 человек, в том числе шестеро членов экипажа. По данным индийского министерства гражданской авиации, 158 человек погибли, восьмерым удалось спастись. Всего из Дубая в Мангалор должны были лететь 169 человек, однако девять пассажиров на рейс не явились. Уже в субботу спасатели извлекли тела всех жертв катастрофы из-под обломков авиалайнера.

Один из авторитетных российских экспертов по безопасности полетов сообщил «НИ», что аэропорт в индийском городе Мангалор – один самых сложных в мире для выполнения взлета и посадки. Он расположен на холме, поэтому пилотам приходится максимально точно рассчитывать место соприкосновения самолета с землей, чтобы удержаться в пределах ВПП. Командиром экипажа индийского Boeing-737 был 55-летний британец с сербскими корнями Златко Глушица. За свою долгую карьеру этот летчик успешно садился в Мангалоре 19 раз. Однако на 20-й погрешность в расчетах при посадке составила около 600 метров.

Министр гражданской авиации Индии Прафул Патель сообщил, что взлетно-посадочная полоса аэропорта в Мангалоре была сдана в эксплуатацию в 2006 году, она была приспособлена для приема почти всех типов самолетов. Ее длина – 2,5 километра. «Если говорить о технике, то и самолет, и аэропорт, и полоса были сертифицированы департаментом гражданской авиации, – подчеркнул министр. – Видимость составляла шесть километров».

Однако эксперт «НИ» по безопасности полетов не уверен в том, что ситуация и в самом деле была столь «безоблачной». «Начнем с того, что полет происходил в ночное время, что уже само по себе опасный фактор, – объясняет «НИ» специалист. – Аэродром, находящийся на холме, вообще должен был иметь ограничения в эксплуатации, пользоваться им в любых ситуациях опрометчиво. Метеоусловия во время посадки индийского Boeing-737, кто бы что ни говорил, были сложными: лил дождь». Так что, по убеждению нашего собеседника, сводить все к пресловутому «человеческому фактору» ошибочно, хотя и отрицать неоптимальные действия экипажа в данном случае невозможно. «К сожалению, командир экипажа не применил один прием, использование которого было бы в этом случае оправданно, – продолжает эксперт по безопасности полетов, – он не убрал исправные шасси при движении по ВПП, когда стало очевидно, что остаться в пределах полосы все равно уже не удастся. В то же время уборка шасси могла бы предотвратить возникшее на борту возгорание». Кроме того, считает наш собеседник, одним из возможных негативных факторов стал «смешанный» экипаж: командир корабля был этническим сербом, а второй пилот и другие члены экипажа – гражданами Индии. «Понятие «слетанности» в авиации еще никто не отменял», – добавляет специалист.

Вчера во второй половине дня стали приходить сообщения, что на месте крушения Boeing-737 в Мангалоре якобы уже обнаружены оба его бортовых самописца.

"