Posted 23 мая 2007,, 20:00

Published 23 мая 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:39

Updated 8 марта, 08:39

Перегруженная Фемида

Перегруженная Фемида

23 мая 2007, 20:00
Со дня на день в Москве появятся 45 новых участков для мировых судей. Таким образом, столичные парламентарии решили снизить нагрузку на этот орган юстиции. Дело в том, что россияне массово бросились к арбитрам защищать свои интересы. Но загруженность – далеко не единственная проблема мировых судов. Эксперты утверждают,
Сюжет
Суды

Симпатичная первокурсница ВГИКа Мария не стала спорить с охранниками супермаркета, которые, заподозрив девушку в краже, прилюдно ее обыскали. Студентка на следующий день подала иск мировому судье. «Зачем ругаться, нервы трепать? – заявила «Новым Известиям» Мария. – Лучше пусть в этой проблеме разберутся компетентные лица. А то принялись меня обыскивать, увидев в моей сумке открытую пачку жвачки. Решили, что я за нее не заплатила». Довести скандал до суда студентка решила после просмотра телепередач о гражданских разбирательствах. Эта история свидетельствует об огромной популярности мировых судов среди россиян. Адвокаты утверждают, что теперь в суд стали обращаться не только неработающие пенсионеры, но и занятая молодежь. По данным Верховного суда, каждый год число исков, подаваемых россиянами, возрастает приметно на треть. Юристы утверждают, гражданскую активность подогревают не только телепрограммы, но и возможность решить дело по упрощенной системе, у мирового судьи.

Долгожданное решение

Мировые арбитры, появившиеся в декабре 1998 года, были призваны разгрузить суды федерального масштаба. Однако за девять лет у «мировых» сформировалось множество проблем. На их долю упали административные и гражданские дела, взыскиваемая сумма которых не превышает 50 тыс. рублей, а также уголовные дела, срок наказания по которым не предусматривает лишения свободы больше трех лет. По замыслу законодателей, эта судебная инстанция должна быть максимально приближенной к населению и разбирать заявления в максимально короткий для судебной практики срок – не дольше месяца. Однако уложиться в это время удается не всегда. По статистике при средней нагрузке один судья рассматривает ежедневно по четыре дела. Больше всего разбирательств легло на плечи арбитров, участки которых расположены в центрах городов, где зарегистрировано множество организаций. «При такой загруженности фактически нереально успеть в поставленный срок рассмотреть дело, – рассказал «НИ» московский юрист Дмитрий Тюнин. – К тому же, если судья не закончит с делом в один присест, то за месяц рассмотреть его вряд ли получится. Хорошо, когда все стороны явились в суд. А бывает, когда их приходится уведомлять о следующем заседании по почте. Одна только повестка идет две недели».

Москвич Артем Соколовский полгода ждал решение мирового судьи. Он подал иск после того, как страховая компания выплатила по ОСАГО меньше сумму, чем полагалось по законодательству. В участке мировой юстиции, куда пришел Артем, за время рассмотрения его дела сменились трое судей. «Каждый тянул время, требуя заново предоставить доказательства, – жалуется «НИ» Артем. – Рядовое дело затянулось на месяцы».

По словам Артема Соколовского, мотивировочное решение, которое должно предоставляться в течение пяти дней обеим сторонам разбирательства, пришлось ждать еще месяц. Тогда Артем подал апелляцию в районный суд. «Из-за того, что мировой не смог быстро передать дело в вышестоящую инстанцию, хотя она находилась этажом выше, заседание было несколько раз сорвано, – возмущается Соколовский. – Не понимаю, что могло послужить такой судебной волоките, когда эти арбитры работают по упрощенной схеме».

Сами мировые судьи не любят говорить о своих проблемах, но в приватных беседах с корреспондентами «НИ» жалуются, что частенько задерживают дела из-за несовершенства законодательства. «Бывает так, что судья не может рассмотреть дело из-за неявки ответчика или истца, приходится переносить заседание, – рассказала «НИ» пресс-секретарь управления по обеспечению деятельности мировых судей города Москвы Татьяна Костанова. – Законодательство не очень совершенно. А в итоге все требуют с судей. Они, конечно, загружены, но делают все, чтобы рассмотреть дело в срок».

Судья-секретарь

Эксперты утверждают, что несоблюдение сроков мировыми судьями – это лишь малая часть проблем этого органа юстиции. Главная – некомпетентность самих судей. Мировым по-хорошему необходимо быть едва ли не в три раза компетентнее своих коллег – знать и уголовное, и гражданское, и административное законодательства. Ведь, в отличие от федеральных судей, у них нет узкой специализации. А весь спектр юридических основ освоить достаточно трудно. Несмотря на то, что мировым судьей может стать только человек с пятилетним стажем в юриспруденции и сдавший экзамен, адвокаты убеждены, что профессионализм у этих служащих очень низкий.

«Две трети штата мировых укомплектовывается из бывших судебных секретарей, – рассказал московский юрист Дмитрий Тюнин. – Это девушки, которые работали в суде секретарями и заочно получали юридическое образование. Вряд ли они большие профессионалы. Был такой случай, когда мне пришлось объяснять судье основные аспекты Гражданского процессуального кодекса. Все дело в том, что квалификационный экзамен, который кандидаты сдают перед тем, как занять должность судьи, зачастую носит формальный характер. В необходимый пятилетний стаж зачисляется секретарский только потому, что девушка трудилась в суде. Какое здесь может быть грамотное правосудие?»

По словам адвокатов, особые трудности у мировых арбитров возникают, когда на рассмотрение попадает какое-нибудь необычное дело. «У мировых судей всегда только элементарные дела. И в принципе все действуют по шаблону, – рассказал «НИ» адвокат Игорь Шедогубов. – Но когда такой судья сталкивается с каким-нибудь нетривиальным делом, он начинает теряться и выносит некорректные и даже откровенно незаконные решения. В моей практике были такие случаи».

Сами мировые судьи не отрицают, что им приходится возиться только с мелкими, простыми и однотипными делами. Тем не менее даже здесь могут возникнуть ошибки. «Сложных правовых ситуаций бывает мало, – рассказала корреспонденту «НИ» в Санкт-Петербурге Наталье Шергиной мировой судья одного из участков города Ольга Василенко. – Самая распространенная категория дел – это взыскание штрафов с водителей. От таких дел всех судей колотит, слишком уж они замороченные».

В управлении по обеспечению деятельности мировых судей Москвы считают, что на компетентность влияет постоянная кадровая текучка. «Конечно, я согласна с тем, что нужно заслужить право быть судьей, – говорит «НИ» пресс-секретарь управления Татьяна Костанова. – К тому же мировой должен обладать и житейским опытом. Но, с другой стороны, где же им еще учиться? Кадры надо воспитывать. Нужно поднимать статус мирового судьи, равнять их на лучших работников. Но лучшие очень часто уходят на должность федеральных судей. Для этого им достаточно себя хорошо зарекомендовать на своей работе. Из-за постоянной текучки сейчас трудятся в Москве только 320 судей, хотя по плану должно быть на 64 человека больше».

Десять метров на судью

56-летнюю Галину Борисовну к мировому судье привела обычная коммунальная дрязга. Нудные жалобы в ЖЭК на отсутствие горячей воды ни к чему не привели. Терпение у женщины закончилось, и она перестала платить за эту услугу. Коммунальщики подали на Галину Борисовну в суд. Дело спустили до мирового судьи. «По закону мне не только должны были наконец-то пустить воду, но и возместить все судебные издержки, – возмущается Галина Борисовна. – Вместо этого мне присудили возместить неуплату и набежавшую пеню. Юрист, представляющий интересы администрации, мне прямо и сказала, что судья против местной власти не пойдет. Ведь от них зависит, в каком помещении ей придется сидеть».

По словам Татьяны Костановой, органы регионального самоуправления ведают помещениями для мировых судей, а также решают вопросы по выделению канцелярских помощников. Поэтому мировые так или иначе зависят от местных чиновников. «Помещения выделяют и так не самые лучшие, поэтому априори с местной властью ссориться никто из судей не хочет. Из-за этого решения могут быть не такие уж и объективные», – поделился с «НИ» адвокат Игорь Шедогубов.

В столице ситуация с помещениями более или менее приемлемая. Но в регионах чиновники ломают голову, куда посадить сравнительно новый аппарат юстиции. «Около 80 процентов мировых судей Петербурга мучаются в плохих помещениях, – рассказала «НИ» судья Ольга Василенко. – Мой участок расположен на первом этаже жилого дома, где превосходная слышимость. Мне приходится выгонять свидетелей на улицу, чтобы допрос не терял юридическую значимость. Но у нас еще терпимо. А мои коллеги обивают пороги администраций, чтобы те решили вопросы с помещениями. Там отвечают, что в бюджете нет средств. На соседнем участке судья отказывается от помощника только потому, что сама сидит в десятиметровой комнате и нового работника просто некуда посадить».

Нарастить престиж и аппарат

Эксперты утверждают, что для решения всех проблем мировой юстиции необходимо поднимать престижность профессии и увеличивать число судебных участков. Как сообщает собкор «НИ» в Краснодаре Сергей Перов, в регионе долгое время чувствовался недобор кадров из-за низкого статуса мировых в судейской системе. Однако с увеличением заработной платы мировых судей увеличилось и число кандидатов на судейскую должность.

А в столице в этом году уже начали увеличивать количество судей. Сейчас для этого оборудуют 45 участков. «В ближайшее время они начнут работать, – рассказал «НИ» депутат Московской городской Думы Валерий Шапошников. – Большая их часть будет в центре города, где дела поступают в основном от действующих там фирм. С увеличением судебных участков снизится нагрузка, а это будет способствовать быстрому рассмотрению исков». Кроме того, для разгрузки мировых было решено ввести новую должность – помощника судьи.

«В принципе, какие бы проволочки ни возникали, это звено судебной системы сегодня достаточно серьезно решает задачи по восстановлению нарушенных прав граждан, – заявил «НИ» советник генерального директора Судебного департамента при Верховном суде Владимир Максимов. – Об этом свидетельствует и статистика. В целом по России мировыми рассматривается более 80% административных дел, около трети уголовных и около 60% гражданских. А с наращиванием аппарата удастся обойти и проблемы». Главное – быстро решить все проблемы, пока россияне не разочаровались в новом органе юстиции.

ВЫПУСКНИКИ ШВЕДСКИХ ВУЗОВ РАЗГРУЖАЮТ СУДЕЙ

В Швеции мировых судов как таковых нет. Все виды преступлений, от соседских ссор со взаимными оскорблениями и мелких краж до убийств и вооруженных грабежей, рассматривают районные суды. На столе одного и того же арбитра могут быть дела самого разного «веса». Однако это приводит к определенным проблемам. Как рассказал «НИ» советник министерства юстиции Швеции Енс Виссландер, такая «всеядность» стала причиной перегруженности судей и долгому ожиданию обвиняемыми начала процесса. Однако этот недостаток не перерос в серьезную проблему благодаря существованию механизмов разгрузки судей. Какое-то количество простых дел передается выпускникам юридических вузов, которые еще не получили звания судьи. В тех случаях, когда прокурор считает, что наказание может ограничиться денежным штрафом, обвиняемому предлагается признать свою вину и не доводить дела до суда. Обычно соглашение достигается. Люди боятся лишней огласки, расходов на адвоката и траты времени на посещение заседаний. Облегчению работы судей способствует и мягкий уголовный кодекс. Там, где в России человека сажают за решетку, в Швеции дело ограничивается денежным штрафом. Это и мелкое воровство, и хулиганство, и еще целый ряд преступлений, виновники которых не считаются столь опасными для общества, что их надо запирать в тюрьму.

Алексей СМИРНОВ, Стокгольм



В ГЕРМАНИИ ДЕЛА РАССМАТРИВАЮТСЯ БЕЗ ОБВИНЯЕМЫХ

«Храмы правосудия» в Германии, как правило, обитают в престижных, прекрасно оборудованных зданиях. А от загруженности судей спасает давно существующая система упрощенного порядка рассмотрения дел. Согласно германскому уголовному закону, упрощенное производство распространяется на каждые семь из десяти дел. Эта процедура называется «приказом о наказании». Местный аналог российского мирового судьи – судья участковый, рассматривает только те правонарушения, наказание за которые штраф, либо не превышает три месяца лишения свободы. Вначале прокурор, проанализировав данные дознания или материалы от полиции, обращается к участковому судье со своим проектом «приказа о наказании». А затем служитель Фемиды в отсутствие обвиняемого оперативно принимает одно из трех решений: отклонить ходатайство из-за недоказанности проступка, назначить очное судебное разбирательство или издать свой приказ о наказании. Если обвиняемый через неделю не подаст свои возражения, то приказ вступает в действие. В противном случае открытого процесса в суде не избежать.

Сергей ЗОЛОВКИН, Берлин

"