Posted 23 мая 2006,, 20:00

Published 23 мая 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:10

Updated 8 марта, 09:10

Нарушай на всю сумму

Нарушай на всю сумму

23 мая 2006, 20:00
Не успели остыть споры на тему тотальной замены «синих» милицейских номеров на обычные, «белые», как у москвичей появилась новая тема для обсуждения, а у автомобилистов – повод для очередных акций протеста. Заместитель министра внутренних дел РФ Александр Чекалин озвучил революционный метод борьбы с неуплатой штрафов в

Тот факт, что нынешнюю систему оплаты штрафов за нарушения правил дорожного движения разбил глубокий паралич, никто не оспаривает. На деле разговор с дорожным милиционером быстро заканчивается сакраментальным «договоримся». В отдельных случаях инспектор ДПС выписывает квитанцию «о наложении административного штрафа», которую по правилам нужно оплатить в банке в течение 30 дней. Но, как правило, квитанции копятся у автомобилистов в бардачке и, в конце концов, обретают вечный покой в мусорном ведре.

«Автомобилист может порвать квитанцию прямо на глазах у сотрудника ГИБДД, и тот ничего не сможет с этим поделать», – констатировал Александр Чекалин в разговоре с журналистами.

По данным управления ГИБДД Москвы, реально оплачиваются только 20 % мелких штрафов. Общая статистика по России – опять же приблизительная – 30% от общего числа штрафов. Однако сами автомобилисты говорят и вовсе о 10%.

Свой выход из положения предложил Александр Чекалин. По его мнению, каждому автомобилисту было бы неплохо иметь свой депозитный счет в банке, средства с которого будут списываться автоматически, сразу после какого-нибудь правонарушения. Это избавит от бумажной волокиты и увеличит процент выплат.

И хотя замминистра особенно подчеркнул, что предложенная им мера является его личным мнением, вполне очевидно, что дорожная милиция к словам чиновника прислушается и в ближайшее время вопрос об изменении «штрафной» системы может стать основным на милицейских брифингах и совещаниях. Тем более что вопрос этот для гаишников наболевший.

«Штрафы московские водители действительно практически не платят, – заявили «НИ» в отделе пропаганды УГИБДД ГУВД Москвы. – По нашим данным, водители оплачивают лишь 20% штрафов, в которых фигурируют небольшие суммы и 50–60% крупных штрафов. Относительно благоприятная обстановка с крупными штрафами связана с тем, что законодательство позволяет применять к нарушителям различные санкции вплоть до лишения прав, и водители стараются не доводить дело до крайностей. Мелкие штрафы – наша головная боль. Может быть, дело в том, что неуплата мелких фактически не влечет за собой никаких санкций».

Комментировать слова замминистра в ГИБДД России отказались, однако рассказали, что реформировать алгоритм оплаты денежных наказаний и изменить статистику в свою пользу дорожные милиционеры пытаются давно.

«Идея безналичного расчета в области штрафов витает в воздухе уже лет десять, – рассказали «НИ» в отделе дознания и административной практики ГИБДД РФ. – Еще в середине 90-х годов предлагали оплачивать штрафы через пластиковые карточки. Но тогда от этой идеи отказались. Слишком много «но». Вообще-то и нынешнюю систему можно реанимировать – просто надо ужесточить контроль за выплатой штрафов. Ведь судебным приставам, которые должны взыскать их в случае хронической неуплаты, просто невыгодно этим заниматься – сумма, как правило, меньше, чем расходы на взыскание».

Заметное оживление вокруг темы штрафов легко объясняется еще одним обстоятельством: в конце прошлого года на заседании президиума Госсовета Владимир Путин поручил «разработать автоматизированную систему учета и оплаты штрафов». Один из вариантов такой системы и предложил на днях замминистра.

Впрочем, на это предложение уже обрушились с критикой защитники прав автомобилистов.

«Никаким требованиям здравого смысла предложенные господином Чекалиным меры не отвечают, – считает президент коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. – Я понимаю, что это крик души, все-таки проблема неуплаты штрафов стоит как никогда остро. Однако со стороны властей просто аморально видеть в каждом водителе нарушителя, заставляя его заранее оплачивать еще несовершенные правонарушения. Следуя этой логике, можно и на 15 суток всех сажать – для профилактики. Наше правительство в очередной раз демонстрирует незнание Конституции и презумпции невиновности в частности. Кроме того, руководствуясь тезисом «уплачено», водители будут без зазрения совести превышать скорость, выезжать на встречную и так далее. Это, по сути, индульгенция нарушителю».

К слову, проиграет или выиграет ГИБДД, если нововведение найдет свое место в законодательстве, – большой вопрос. Финансово – выиграет, несомненно. Причем не только в части увеличения процента штрафных выплат. В условиях процветающей коррупции автомобилисты вряд ли будут спокойны за сохранность своих средств. Налицо выгода банка, активы которого пополнятся баснословными денежными средствами. Учитывая количество автомобилей в России, порядка 35 млн., и среднюю величину штрафа, общая сумма, которую получит на хранение банк в виде депозитных вкладов, огромна – порядка 105 млрд. рублей.

«По сути, предложение замминистра – это аналог того, что творилось в середине 90-х годов, когда государство держало бюджетные средства в банках, и банкирам не надо было ничего делать, лишь получать гигантские проценты с этих вкладов, – сказал «НИ» экономист Михаил Делягин. – Теперь хотят сделать то же самое, только с деньгами налогоплательщиков. Нетрудно предположить, что за право получить эти «штрафные вклады» развернется настоящая битва, и мы увидим, с каким банком дружит ГИБДД. Беда в том, что государство не видит разницы между своими деньгами и деньгами народными. Это не совсем цивилизованный метод».

В проигрыше, как всегда, останется лишь автомобилист. Даже самые законопослушные водители будут наблюдать, как утекают деньги с депозита, хотя бы ввиду инфляции. Не говоря уже о различных механизмах воровства.

Как считают специалисты коллегии защиты прав автомобилистов, инициатива Чекалина имеет все шансы стать законной нормой, правда, в немного измененном виде. Обязаловки, – считают автозащитники, – скорее всего не будет. Это невозможно.

Однако активисты движения «Свобода выбора» хорошо знают, что в правительстве ничего невозможного не бывает, и уже готовятся высказать свой протест. «27 мая в Москве состоится акция «Нет мигалкам», в рамках которой мы проедем по городу с ведрами на крышах автомобилей, – сказал «НИ» руководитель движения Вячеслав Лысаков. – Не исключено, что наряду с этой проблемой, мы поднимем еще и тему штрафных депозитов».

КАК БОРЮТСЯ С НЕПЛАТЕЛЬЩИКАМИ ШТРАФОВ В США

В США водителям, нарушившим правила дорожного движения, выписывается штраф на квитанции, с помощью которой его можно оплатить в любом банке. Оплата штрафа является автоматическим признанием водителем своей вины. Неоплата назначенного штрафа приведет к приостановке действия водительских прав нарушителя. Автовладельцы, несогласные с наложенным наказанием, могут обратиться в суд, который уже сам решит, было ли нарушение и какого наказания заслуживает водитель. Неявка в суд автоматически ведет к максимальному наказанию, предусмотренному за допущенное нарушение. Но и приход в суд не всегда расценивается в пользу нарушителя. Как показывает практика, нередко штраф, наложенный судьей, оказывается выше вынесенного офицером дорожной полиции.

"