Posted 24 апреля 2016,, 16:47

Published 24 апреля 2016,, 16:47

Modified 8 марта, 03:07

Updated 8 марта, 03:07

Разрушители легенды

24 апреля 2016, 16:47
Сегодня в Москве начался снос здания Таганской телефонной станции, которую градозащитники считают памятником конструктивистской архитектуры и инженерной истории: это была первая АТС в Москве. Официального охранного статуса здание, однако, так и не получило. Корреспондент «НИ» стала свидетелем разрушения Таганской АТС и

Вечер Вербного воскресенья, Москва. Я сижу на подоконнике в квартире Александра – третий этаж дома 4 по Казарменному переулку. С Александром мы познакомились несколько минут назад. Окна его квартиры выходят на здание Таганской АТС на Покровском бульваре. С утра Александр одним из первых увидел, как строительная техника принялась крушить почти вековое строение.

Это здание возвели в 1929 году по проекту ленинградского архитектора Василия Мартыновича для одной из первых в Москве автоматических телефонных станций. Его пока еще существующий фасад украшают длинные узкие окна. Над входом были круглые окна-иллюминаторы, но теперь за строительной сеткой и лесами их не разглядеть. Это здание – образец авангардной архитектуры. Правда, официально памятником оно так и не был признано – это-то и дает возможность столь безжалостно его снести.

Раньше здесь хранилось оборудование ОАО «МГТС», однако недавно дом продали финансовой корпорации (АФК) «Система». Теперь на его месте планируют построить элитный жилой комплекс.

«Не только комплекс, но и двухярусную парковку», – жалуется Оксана Олишевская. Она тоже живет в Казарменном переулке. «Мы боимся, что и наш дом может пострадать: даст просадку, пойдут трещины. Все местные жители против строительства, но публичных слушаний не проводилось», – говорит она.

Наша беседа периодически прерывается грохотом падающих камней. В лицо летит то известковая пыль, то капли воды, которой поливают здание. Сейчас ковш экскаватора возится над левым верхним углом АТС, отрывая от дома куски бетона.

«Этот дом вписан в красную линию Покровского бульвара. Это не только памятник архитектуры, но и памятник трудовых достижений советского народа, поскольку это один из первых домов, построенный по современным технологиям, – говорит Георгий, начинающий архитектор. – До 1918 года здания строили с деревянными перекрытиями. А здесь уже используется арматура. Видите, вон кусок арматуры торчит!»

По мнению моего собеседника, нужно сохранить хотя бы часть здания. Пока что сделать это возможно: ведь ковш орудует только с одной стороны.

Собравшиеся во дворе местные жители передают друг другу: представители застройщика отвели на снос дома около недели. Оксана Олишевская сообщает, что муниципальные депутаты Басманного округа Евгений Будник и Таганского округа Илья Свиридов планируют завтра народный сход: возможно, что-то еще удастся спасти.

«Полное интеллектуальное бессилие застройщика: они не могут даже понять, что вряд ли получат прибыль», – возмущается Александр. Он пояснил, что в Казарменном переулке уже снесли один памятник архитектуры – гаражи НКВД. Там построили элитный жилой комплекс, который теперь стоит полупустым: дом спроектирован так неудачно, что в квартиры почти не заходит солнце, а цена на жилье тут немалая. Квартиры там никто не покупает, девелоперы – в убытке.

Пересказываю ему, о чем беседуют местные жители под окнами. Александр соглашается: хорошо, если бы сохранили хотя бы фасад. Потом подходит к окну: «Ох, видите, они уже не только угол, но и вторую половину здания ломают! Теперь уже ничего не получится спасти»...

"