Posted 23 апреля 2015,, 21:00

Published 23 апреля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:40

Updated 8 марта, 03:40

Город вина и пинчос

Город вина и пинчос

23 апреля 2015, 21:00
Вальядолид, расположенный всего в часе езды на скоростном поезде AVE от Мадрида, лучше посещать весной, когда в центральной Испании еще не наступила изнуряющая жара. В апреле-мае Кастилия и Леон – автономия, где находится Вальядолид, – свежа и зелена, солнце спалит всю траву и листву еще нескоро, поэтому самое время на

Первое и самое главное, что я усвоила о Вальядолиде от моих преподавателей испанского, – именно в этом городе сохранился самый чистый и самый правильный испанский язык: то самое кастильское наречие, которое испанцы называют «кастельяно» (castellano), а вовсе не «эспаньол» (espanol), как именуют этот темпераментный и очень красивый язык с латинскими корнями во всем мире. Вальядолидцы – хранители и носители чистого, грамматически и семантически правильного, аутентичного испанского языка. Говорят они очень громко, как и мадридцы, очень быстро, как и все в Кастилии и вообще в центральной Испании, и очень четко артикулируя и произнося каждый звук, в отличие, например, от андалузцев, которые «съедают» окончания и сильно «шепелявят». Вальядолидцы – просто идеальные носители испанского языка, не искаженного, не засоренного заимствованиями и блещущего своей неповторимостью и образностью. Поэтому в Вальядолиде очень развит языковой туризм, много лингвистических программ для школьников, студентов и филологов и много языковых школ.

Шины, машины и вино

Современный Вальядолид – одновременно индустриальный и культурный центр на северо-западе Испании. Здесь расположены заводы французского автогиганта «Рено» и французского же производителя шин «Мишлен», другие крупные предприятия, в частности швейные производства. От промышленного сектора не отстает и сельское хозяйство: регион является одним из крупнейших в Испании производителей пшеницы и вина. Вино здесь получается отменное, на мой вкус оно намного лучше риоханского, более известного за пределами Испании. В Кастилии и Леон находится второй по значимости после Риохи винодельческий регион Испании – Рибера дель Дуэро. У местных вин совершенно неповторимый букет и особый вкус – терпкий, тягучий и надолго остающийся во рту. Оно и понятно: солнца здесь очень много, осадков мало, а перепады температур настолько сильные, что виноград, нежась на склонах гор и в долинах в солнечных лучах, постоянно находится в полушоковом температурном состоянии – отсюда и вкус, и букет, и послевкусие. Климат в Вальядолиде, как и в других частях Кастилии и Леон суровый, полузасушливый. Испанцы даже придумали поговорку о нем: «Seis meses de invierno y seis meses de infierno», что переводится как «шесть месяцев зимы и шесть месяцев ада». Полгода здесь очень холодно и полгода очень жарко, как будто вы и правда на сковородке в аду. Бедные испанские короли, которым приходилось жить в этих краях!..

Колыбель Реконкисты

Тем не менее Вальядолид долгое время был местом пребывания двора кастильских и испанских монархов (с начала XIII по начало XVII века). О тех временах сегодня напоминает немногое: церковь во дворце Вивария, где в 1469 году тайно венчались будущие основатели Испании как государства – Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский, не сохранилась до наших дней. Бракосочетание было тайным, так как отец Изабеллы, король Кастилии, не дал на него своего согласия (жених и невеста были кузенами и требовалось разрешение Папы). Отсюда они двинулись с мечом и крестом покорять земли Пиренейского полуострова, занятые в то время преимущественно маврами-мусульманами и евреями-сефардами. После победного завершения Реконкисты католические короли сделали Вальядолид столицей Испании, и он пробыл ею до 1561 года.

Фестивальное кино и уличные театры

Исторических памятников в Вальядолиде очень много, культурных мероприятий тоже. Главные из них два – ежегодный Международный кинофестиваль Seminci, который проходит здесь с 1956 года, и Международный фестиваль театра и уличных танцев, проходящий каждый год в мае. Вальядолидский кинофестиваль, один из старейших кинофестивалей Европы, всегда отличался смелостью и готовностью рисковать. Режиссеры считают его своего рода «испытательным полигоном» для фильмов, которые были запрещены или получили неоднозначную оценку в обществе. Гостями кинофестиваля Seminci в разные годы были Ингмар Бергман, Луис Бунюэль, Франсуа Трюффо, Стенли Кубрик, Анджей Вайда, Федерико Феллини.

Пинчос-изобилие

Высокоскоростной поезд бодро несется по плюшевой изумрудной зелени холмов, мимо полей и виноградников, еще подернутых дымкой утреннего тумана. 200 километров, отделяющие Мадрид от одного из главных историко-культурных центров страны, преодолеваются всего за час. И вот мы уже на вокзале Вальядолида, раннее утро бодрит, свежий воздух разгоняет остатки сна, и самое время – подкрепиться и выпить чашечку горячего кофе. Справа от вокзала расположен старый железнодорожный ангар, который испанцы перестроили под «меркадо-гурмэ» (что-то типа гастрономического рынка) – пространства, где под одной крышей расположены бары-кафе-рестораны с типичной кастильской кухней (прототипом послужил знаменитый мадридский рынок «Меркадо Саг-Мигель», столь любимый жителями столицы и туристами), где можно попробовать все местные блюда, закуски-пинчос и выпить, собственно, вина или кофе. Знакомство с Вальядолидом лучше начинать именно с кулинарных изысков. Город считается гастрономической столицей Кастилии и Леон, здесь находится Международная школа кухни, где готовят лучших поваров, кондитеров, сомелье и дегустаторов для всей Испании и куда профессионалы и любители приезжают учиться искусству испанской гастрономии из Европы, Азии и Америки.

В ноябре в Вальядолиде проходят Национальный и Международный конкурсы тапас и пинчос – известных на весь мир испанских маленьких закусочек «на один укус» (хотя на самом деле они намного больше, двух-трех пинчос вполне хватит плотно перекусить). Их подают и к пиву, и к вину, и просто так едят до основного блюда и вместо него. В этом конкурсе участвовали и российские молодые повара, но призов, увы, не взяли, хотя бесценный опыт, полученный здесь от своих коллег со всего мира, они, конечно, увезли в Россию.

Лучшие пинчосы потом подают в местных барах. Готовят их из чего угодно – мяса, рыбы, морепродуктов, овощей, сыров, главное условие – чтобы стоимость одного пинчос не превышала 2 евро. В этом, как говорится, вся соль конкурса и поварского мастерства. Повара проявляют чудеса фантазии, колдуют на кухнях, соединяя в одном блюде традиционные испанские продукты – хамон, кровяную колбасу морсилью, соленую треску, анчоусы, оливки и оливковое масло, кальмаров и креветки – с деликатесами других национальных кухонь (например, японской, китайской или мексиканской) и выдают настоящие шедевры, которые так и просятся в рот. В меню пинчос и тапас можно найти «Обаму в белом доме» (в крошечной белой фарфоровой супнице вам приносят яйцо-пашот в слоеном тесте и шампиньоновом кремовом соусе с поджаренным картофелем, а сверху это чудо посыпано кусочками черного трюфеля), «Пакет для хлеба » (микро-багет с начинкой из мяса или хамона с оливковым маслом и соусом запечатан в съедобный целлофан из риса), «Тигриное печенье» (маленький рулет из черного хлеба, кровяной колбасы морсильи, поджаренного красного лука и сырного соуса, по форме имитирующий известную в Испании детскую сладость «тестон»), «К1» (пинчос в форме лодочки-каноэ, склеенной из нури – сухих водорослей для суши, а внутри она заполнена севиче из сардины, приготовленным по перуанскому рецепту и очень напоминающим по вкусу нашу селедку, черными маслинками и чесночным соусом).

Полакомиться пинчос в Вальядолиде можно в пинчос-, тапас-барах и гастробарах, которые сконцентрированы в старом городе, в районе улиц вокруг главной площади Пласа Майор. Сама площадь – прямоугольной формы, очень строгая, выдержанная в красно-белой гамме. Ее мостовая выложена прямоугольными квадратами красной плитки, а по периметру – красивые красные дома с прямоугольными же окнами и фасадами. Выглядит весь архитектурный ансамбль очень торжественно, впечатляют строгость и четкость форм.

В начале XIX века, во время франко-испанской войны, город сильно пострадал, и многие исторические памятники, красивые здания были утрачены безвозвратно. Но все-таки кое-что сохранилось до наших дней. Среди архитектурных шедевров – кафедральный собор в стиле «эрререско» (ренессансный стиль, названный так по имени своего создателя – выдающегося испанского архитектора XVI века Хуана Баутиста де Эррера), церковь Сан-Пабло, дворец Санта-Крус и Коллегиум Святого Григория XV века.

"