Posted 23 апреля 2015,, 21:00

Published 23 апреля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:40

Updated 8 марта, 03:40

Мой день победы

Мой день победы

23 апреля 2015, 21:00
«Новые Известия» продолжают публиковать материалы, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В публикациях сотрудников редакции под рубрикой «Мой День Победы» мы рассказываем о наших родственниках, воевавших на фронтах, трудившихся в тылу, оказавшихся в оккупационных зонах или в эвакуации.

В нашей семье хранится вырезка из газеты «Огонь» от 11 августа 1944 года, в которой написано о моем отце, лейтенанте Николае Петровиче Дгебуадзе, «смелом и волевом офицере, в совершенстве овладевшем сложной артиллерийской техникой». «Находясь на переднем крае обороны, он организовал непрерывное наблюдение за противником и бесперебойную связь на батарее.

В апреле 1944 года разведчиками его подразделения были обнаружены и засечены 150-миллиметровая и 105-миллиметровая батареи противника, а также важный опорный пункт. Сокрушительным огнем наших артиллеристов вражеские батареи и опорный пункт были разгромлены. Лейтенант Дгебуадзе, несмотря на пулеметный и снайперский огонь немцев, много раз выдвигался на передний край обороны и производил наблюдение и разведку. За мужество и инициативу, проявленные при выполнении боевых заданий на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, командование наградило его орденом Красной звезды. Краснофлотцы и сержанты любят своего смелого командира, лейтенанта Дгебуадзе. С ним они готовы идти на выполнение любого задания», – таковы скупые газетные строчки.

Это происходило в городе Полярном – последнем рубеже на пути к Кольскому полуострову. Здесь располагалась главная база Северного флота. В тяжелых условиях Заполярья моряки-североморцы отражали действия подводных немецких лодок, применяли артиллерийский огонь против вражеского транспорта и боевых кораблей.

Наверно, не о такой морской романтике мечтал мой отец – Николай Дгебуадзе, родившийся в Тбилиси в 1914 году. Но так уж сложилась жизнь у молодых людей его поколения.

По словам бабушки, прожившей 92 года, отец с детства мечтал о кораблях и море. В 14 лет, приписав себе два года, он уехал (или попросту сбежал) из дома в Одессу и поступил там на рабфак в мореходное училище. Отучившись в Одессе два года, он приехал в Ленинград поступать в Кораблестроительный институт (или как его называли «Корабелку»). Сдав на «отлично» все специальные предметы, принят не был «по причине недостаточного знания русского языка». Такая же неудача постигла и другого абитуриента – Никиту Ремерта, с которым во время подготовки к вступительным экзаменам познакомился и подружился мой отец. Правда, Никита не прошел по другой причине – из-за дворянского происхождения. Ремерту порекомендовали годик поработать кочегаром на каком-нибудь судне, а потом уже поступать.

Возвращаться домой в Тбилиси с позором не хотелось. Никита привел Николая к себе домой и стал расспрашивать мать, как можно помочь другу. Хотя после гибели мужа семья сильно нуждалась, мальчика из далекого Тбилиси оставили у себя. Пока Никита «кочегарил», Татьяна Павловна Ремерт, выпускница Смольного института благородных девиц, целый год занималась с папой русским языком. На следующий год оба юноши были зачислены в институт. Преподаватель, принимавший экзамен по русскому языку и запомнивший Николая с прошлого года, был крайне удивлен его чистому произношению и грамотной речи.

Дружба с Никитой Ремертом продолжалась всю жизнь, и папа называл Татьяну Павловну своей второй матерью. Во время своих частых командировок в Ленинград он всегда первым делом шел на Васильевский остров к Ремертам.

Институт Никита и папа закончили одновременно в 1939 году. Никита стал работать в засекреченном КБ, занимавшемся разработкой и построением подлодок. Это КБ в первые же дни начала войны было эвакуировано в Казань.

А отец начал работать на Невском судостроительно-судоремонтном заводе. Начало войны встретил в Ленинграде. 4 июля 1941 года добровольно вступил в Ленинградскую армию народного ополчения и прошел всю войну в Северном флоте. Об одном эпизоде из его военной службы написали в газете, но сколько их было за пять лет?.. Победу он встретил в Мурманске, где находился в госпитале после тяжелого ранения.

Однако война для отца не закончилась. Он был послан на службу в АСС ВМФ (аварийно-спасательная служба Военно-морского флота). В послевоенные годы эта служба занималась расчисткой акваторий военно-морских баз и портов от неразорвавшихся мин. Моряки очищали судоходные пути от затонувших судов, восстанавливали гидротехнические сооружения и навигационные пути.

Большую часть времени отец проводил на море. В 1957 году отец участвовал в сложнейшем подъеме легендарного линкора «Новороссийск», затонувшего в Севастопольской бухте в 1955 году в результате подрыва на мине. В 1971 году с участием отца были проведены сложные операции по подъему 26 судов в гавани Читтагонга в Бангладеш. На Черном море была проведена уникальная операция по подъему сухогруза «Моздок», затонувшего при столкновении с болгарским танкером «Лом» в районе порта Одессы. Судно массой больше 10 тонн впервые подняли с применением вспененного полистирола. Этот подъем был настоящим прорывом в деле поднятия затонувших судов. Отец непосредственно участвовал в создании этой новой технологии. За эту работу коллектив спасателей был представлен к Государственной премии.

Сколько себя помню, мы всегда с нетерпением ждали отца и его рассказов. Ведь география его поездок была обширной: от Дальнего Востока до Балтики. Он очень любил свое дело и всегда интересно рассказывал о дальних путешествиях и командировках. Отец очень любил учиться, и в 1959 году он закончил Военный институт иностранных языков. Свободно владел английским, что здорово пригодилось для составления международных программ, во время встреч, поездок, для экспертиз по морскому делу. Состоял членом ежегодного экспертного Британского комитета по аварийно-спасательной службе на воде.

Из армии он ушел в чине капитана 2 ранга. При содействии отца в Министерстве морского флота СССР было создано объединение «Совсудоподъем», в котором он и проработал до конца своей трудовой деятельности главным инженером и заместителем председателя объединения. До конца жизни выполнял тонкие технические расчеты, связанные с подъемом затонувших судов. Отца всегда отмечали как высококвалифицированного, компетентного специалиста. А для нас он был добрым, веселым, отзывчивым и заботливым отцом.

Мои родители были из поколения тех людей, которые знали про войну не понаслышке. В нашем доме в праздник 9 Мая традиционно поднимается рюмка за ушедших, не вернувшихся и за выживших в этой страшной войне -- войне, оставившей столько горя и слез.

Отца нет уже более 30 лет. На память о нем остался его боевой офицерский кортик, ордена и медали, среди которых орден Красной Звезды и орден Великой Отечественной войны. А еще его добрые дела и верное служение Родине и имя, по наследству перешедшее внуку.

"