Posted 23 апреля 2012,, 20:00

Published 23 апреля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:37

Updated 8 марта, 05:37

Грязная работа

Грязная работа

23 апреля 2012, 20:00
К первомайским праздникам Москва должна быть приведена в порядок, пообещали коммунальщики. Весенняя очистка города от мусора, по данным столичного департамента ЖКХ и благоустройства, началась еще 1 апреля. А в минувшие выходные был организован массовый общегородской субботник, в котором приняли участие более миллиона г

Опрос, проведенный «Новыми Известиями» на своем сайте в Интернете, показал, что мусорная тема волнует в столице почти всех. Подавляющее большинство наших читателей (90%) заявили, что они не довольны грязью в городе. И только каждый десятый опрошенный удовлетворен состоянием улиц и даже, наоборот, считает, что в этом году Москва стала чище. Причем такие же мнения можно встретить и на официальном портале мэра и правительства Москвы (www.mos.ru), где столичные власти проводят опрос среди горожан на тему «Москва. Ваши ассоциации?». Примерно каждый третий ответивший сетует на отсутствие чистоты: «Грязный и недружелюбный город. Из года в год одни и те же проблемы, и никак не решаются», «Вдоль дорог пыль, смрад, грязь, парки превращены в свалки, кругом мусор и грязь!»

Интересно, что основная масса участников опроса «НИ» склонна винить в обилии мусора именно чиновников: 42% полагают, что департамент ЖКХ и благоустройства Москвы «не в состоянии организовать нормальную уборку», дворниками недовольны 8%. «НИ» отправили официальный запрос в департамент ЖКХ, где попросили разъяснить, почему в Москве так грязно. «Мы в корне не согласны с результатами опроса, – заявили «НИ» в пресс-службе ведомства. – Департамент ЖКХ строго отслеживает, как идет благоустройство Москвы. Естественно, что все нормативы по уборке от года к году не сокращаются. Но другой вопрос, что люди невоспитанные. Обращаться надо к самим жителям. Ведь чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят».

Депутат Пресненского района, координатор Общественной коалиции в защиту Москвы Елена Ткач в разговоре с «НИ» отметила, что не хватает контроля. «Проблема в том, что нет жесткого управления префектур сверху, поэтому ЖЭКи и управляющие компании в своих районах творят что хотят, – утверждает наша собеседница. – Я уверена, что если проверить документы, то у нас полная чистота и порядок в городе, а все улицы помыты шампунями. На деле же дворники перестали работать: сейчас два человека красят забор, а остальные восемь сидят рядом и курят».

Ученые отмечают: всему виной могла стать затянувшаяся весна. «По мнению специалистов нашего института, никаких организационно-управленческих решений, которые могли бы повлиять на чистоту или нечистоту города после зимы, столичные власти не принимали. То есть организация уборок осталась прежней, – говорит «НИ» пресс-секретарь Института экономики города Михаил Ледовский. – Просто всю зиму и весну Москву активно поливали реагентами, которые превращали чистый снег в грязную кашу».

Наш собеседник уточнил, что химическая очистка улиц, бесспорно, облегчает труд дворников, но за это москвичи расплачиваются унылыми пейзажами.

В центре погоды «Фобос» заявили, что в этом году в столице наблюдалась сибирская весна. Снег держался до последнего, а потом резко стаял в считанные дни. «12 апреля снежный покров был 23 сантиметра, то есть на улице буквально еще лежали сугробы, а 17 апреля уже все испарилось, – сообщил «НИ» ведущий специалист центра «Фобос» Вадим Заводченков. – Обычно весной в Москве снег тает по два сантиметра в день на протяжении 20 дней, а в этом году покров убывал по шесть сантиметров в день, то есть в три раза интенсивней». Возможно, коммунальщики были просто не готовы к столь интенсивному таянию, которое оголило горы мусора, погребенные толщами снега.

Строители компаний «Мосгаз» и «Метрострой» превратили ухоженную ранее улицу Митинскую в настоящее болото.
Фото: ВАЛЕРИЙ ЯКОВ

Кстати, лишь пятая часть читателей «НИ» сказали, что это «москвичи и гости столицы стали больше мусорить». Выходит, что вдвое меньше людей склонны винить самих себя, а не чиновников и дворников. «Я не уверена, что это объективная реакция, – заявила «НИ» пресс-секретарь Санкт-Петербургской региональной общественной организации «Мусора.Больше.Нет». – Такая позиция связана с инфантильной установкой населения. Конечно, все мечтают иметь волшебные департаменты ЖКХ, которые бы, подобно магам, появлялись ночью, и по взмаху волшебной палочки в городе становилось бы чисто. Но в департаментах работают такие же люди, поэтому, как одни считают для себя возможным накидать мусор с уверенностью, что за мной обязательно должен кто-то убрать, так и другие подметут через пень колоду и думают: «Ну и так нормально, сойдет!». Я бы разделила ответственность за мусор между чиновниками и горожанами напополам».

На прошлой неделе заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков призвал всех желающих принять участие в общегородских субботниках. Те, кто был готов дать мусору отпор метлой, вышли 21 апреля спасать экологию города. По данным властей, их было около 1 млн. 254 тыс. человек, включая работников ЖКХ, чиновников, сотрудников организаций и предприятий, а также школьников и студентов. По сравнению с прошлым годом число энтузиастов сократилось. Несмотря на то что убираться вышла практически десятая часть населения Москвы, эксперты сомневаются, что это помогло радикально улучшить облик города. «Ну какой миллион двести? На бумаге можно написать все, что угодно. Кто их видел? – удивляется озвученным данным в разговоре с «НИ» президент Московской жилищной ассоциации Владимир Кузнецов. – Раньше на субботники ходили добровольно-принудительно. А сейчас эта система не работает».

Если горожане выходят убираться на улицы все реже, то студенты и школьники сегодня являются непосредственными продолжателями давно сложившейся традиции. В день генеральной уборки столицы совершать трудовые подвиги были отправлены, например, учащиеся Московского государственного университета печати. Тем, кто живет в общежитии, что находится на севере Москвы в районе Коптево, пришлось потратить выходной на уборку окрестной территории. Уже в десять утра под строгим взором коменданта общежития студенты вышли на субботник. Рядом с входом в корпус они поставили стол с самоваром и магнитофоном. Под музыку подметали дорожки и красили бордюры.

Но все же не на все загрязненные территории можно привести студентов. В Москве есть множество так называемых необжитых земель, которые особенно страдают от мусора. В большинстве случаев это территории, располагающие вдоль автомобильных дорог или железнодорожных путей. В частности, если идти по Большой академической улице по направлению к Дмитровскому шоссе, то не заметить отходы не получится. На месте газона, который должен расти до забора, отделяющего поле для гольфа от пешеходной дорожки, валяются горы мусора. Через дорогу там стоят высотки, для местных жителей вид из окна на «несанкционированную» свалку стал привычным делом. «Беда в том, что в Москве многие земельные участки бесхозные, – комментирует ситуацию «НИ» Владимир Кузнецов. – За эти пустые, никому не нужные территории, никто не отвечает, и их соответственно никто не убирает».

Отдельную большую проблему представляют собой городские стройки. Департамент градостроительной политики Москвы, который курирует заместитель мэра Марат Хуснуллин, похоже, явно теряет контроль над чистотой шин строительной техники, которая выезжает с многочисленных стройплощадок и развозит грязь по столичным улицам. И в том, что колеса этой техники надлежащим образом не моются, уже никак не обвинишь москвичей. Здесь явно виноваты чиновники.

СТОКГОЛЬМСКИХ ШКОЛЬНИКОВ, КОТОРЫЕ ЛУЧШЕ ДРУГИХ УБИРАЮТ УЛИЦЫ, НАГРАЖДАЕТ МЭРИЯ

Шведы являются настоящими «мусорными наркоманами», они часами сортируют домашние отходы по категориям (многие даже отделяют бумажные этикетки от жестяных консервных банок), чтобы выбросить их в разные контейнеры. А о том, чтобы выкинуть на улице мимо урны обертку от мороженого или банку пива, большинство даже подумать не может. Тем не менее после зимы и схода снега города выглядят неопрятно. Коммунальные службы просто не в состоянии извлечь из-под льда и слежавшихся куч снега спрятанные там «гостинцы». Поэтому по всей стране в апреле начинается весенняя уборка, в которой главная роль отведена энтузиастам. На улицы Стокгольма с фирменными желтыми мешками выходят детские сады, школы, государственные учреждения и частные фирмы. В прошлом году одних лишь младшеклассников в кампании по весенней очистке города приняло участие около 40 тыс. человек. Акция проходит под руководством общественного фонда «Поддерживай Швецию в чистоте», существующего уже много десятилетий. Эта организация принимает заявки по Интернету или по телефону, выдает уборочный материал, пропагандистские плакаты, определяет фронт работ и награждает победителей. Классы, победившие в уборочном конкурсе, премируются фондом и мэрией Стокгольма билетами в кино, на театральные постановки и другие мероприятия. В этом году из-за холодной весны главная кампания пройдет позднее обычного, 23–27 апреля, но «локальные бои с мусором» устраиваются на протяжении всей весны, поскольку нельзя исключать непредусмотренных снегопадов. Собственные субботники и воскресники устраивают спортивные общества и жилищные товарищества. Окончание работ, как правило, отмечается совместным пикником с сосисками на гриле и прохладительными напитками.
Алексей СМИРНОВ, Стокгольм


У БИРЮКОВА МОЖЕТ ПОЯВИТЬСЯ ПАМЯТНИК

Вице-мэр Петр Бирюков, курирующий ЖКХ и благоустройство столицы, имеет неплохой шанс попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Строго говоря, не он сам, а памятник ему, причем памятник, каких в мировой истории, пожалуй, никогда еще не было. Жители дома №42 по улице Ясеневая, что в Южном административном округе Москвы, на полном серьезе начали сбор подписей за то, чтобы присвоить имя Петра Бирюкова развалившемуся больше десяти лет назад магазину, оформить его как объект столичного исторического наследия, а затем подать соответствующую заявку в Книгу рекордов Гиннесса. Такая идея посетила москвичей после многолетних и безуспешных попыток убедить чиновника убрать от них развалюху, ставшую рассадником антисанитарии, головной болью для родителей и источником повышенного риска для детей. Эта история началась больше десяти лет назад, когда Петр Бирюков возглавлял префектуру Южного административного округа. В то время у дома №42 работал продуктовый магазин. После того как придомовую территорию обнесли забором в связи со строительством станции метро «Зябликово», магазин остался без покупателей и закрылся. Его тут же начали растаскивать, и уже через несколько месяцев магазин оказался ободранным как липка. Сюда потянулись со всего района алкоголики, бомжи, наркоманы – мат, пьяные драки, грязь, пожары, бутылки, шприцы… Льющаяся сутками напролет вода – водопровод от здания магазина не отключался. Жители обрывали телефоны и «горячие линии» чиновников префектуры, направляли префекту письма и коллективные обращения. Ноль внимания. Когда Петра Бирюкова назначили вице-мэром, отвечающим за благоустройство столицы, звонки и письма пошли по новому адресу. Результат тот же. После этого и родилась идея превратить развалины в памятник Бирюкову и внести его в Книгу рекордов Гиннесса. Расчет жителей незадачливого дома прост и одновременно оригинален: вице-мэр отличается повышенной скромностью, а значит, он едва ли согласится принять такой подарок. Хотя от мировой славы редко кто отказывался.
Вячеслав ШИРЯЕВ


УЛИЦА ДЛЯ ГОЛЛАНДЦА – ЭТО НАЧАЛО СВОЕГО ДОМА

Если, попав в Голландию, вам посчастливится выбраться из квартала красных фонарей, то вы попадете на тихую голландскую улочку. Дома на ней, как правило, отделены от проезжей части зелеными палисадниками. Размеры «внешних садиков» разнятся – от совсем крошечных до огромных, с большими деревьями, практически закрывающими дома от посторонних глаз. Уход за всем этим зеленым великолепием, конечно же, ложится на плечи жителей, которые воспринимают улицу как начало своего дома, а потому заботятся о ее чистоте так же, как и о чистоте палисадника. Конечно же, это не отменяет уборочные машины, которые периодически метут улицу, а также борьбу мэрии с зелеными побегами, пытающимися пробиться в не подходящих для этого общественных местах. Хотя по-настоящему снежным в Голландии бывает только один месяц в году, но и он может причинить массу неудобств. Снегоуборочные машины бросаются в бой после первого же снегопада. С этого момента и до конца зимы вы не найдете снега не только на всех главных и больших трассах, но и на примыкающих к ним велосипедных дорожках. Другое дело маленькие улочки. Здесь на тротуарах снег убирается жильцами, а проезжая часть зачастую остается под снегом до прихода теплых дней. Тающий снег и лед не оставляют за собой на улицах хлюпающую грязь. Талая вода уходит в канализацию, эффективность работы которой – вопрос жизни и смерти для страны с количеством осадков в два раза большим, чем в России. Не последнюю, а может, даже и главную роль играет экология. Снег хоть и теряет со временем свою белизну, но не становится черным. Это сказывается непрекращающаяся борьба с автомобилистами, которую власти ведут уже не первый год.
Алексей НАЗАРЯН, Эйндховен

"