Posted 23 апреля 2007,, 20:00

Published 23 апреля 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:36

Updated 8 марта, 08:36

Соседям вход воспрещен

23 апреля 2007, 20:00
В конце прошлой недели директор Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский выступил против образования в российских городах этнических кварталов. Эксперты признают, что компактное проживание мигрантов создает серьезный дискомфорт для местного населения. Однако предотвратить появление «национальных» районо

На протяжении последних лет в России активно начинают появляться поселения и кварталы, созданные по этническому принципу. С одной стороны, живя в одном районе, мигрантам легче адаптироваться в новой стране. С другой – они фактически создают государство в государстве, живут по своим законам и вытесняют местных жителей со своей территории. Именно такую точку зрения занял глава ФМС Константин Ромодановский, который на днях заявил, что появление этнических кварталов уже осложнило обстановку в ряде регионов. Например, в Приморье уже создаются целые китайские вотчины. В целом же для Дальнего Востока и Сибири сегодня характерно явление китайского или корейского леспрома. Леспромхозы отдают кусок тайги под освоение лицам одной национальности. В дальнейшем на этом месте селятся мигранты. Это, в свою очередь, приводит к появлению почвы для конфликтов между приезжими и местным населением.

Впрочем, этнические кварталы появляются и в крупных городах. Достаточно приехать в район Черкизово, чтобы понять: Москву эту участь тоже не миновала. Около знаменитого вещевого рынка вырос настоящий азербайджанский микрорайон. «Мы работаем на рынке, и конечно, лучше жить рядом с работой, – рассказал «НИ» азербайджанец Махир. – Мы стараемся держаться вместе и живем тоже рядом. Нам так спокойнее. Коренные москвичи нас как-то побаиваются, не очень-то хотят общаться. Вот и приходиться помогать друг другу с работой и помогать в случае каких-то проблем. Мы с беспокойством смотрим на перспективу расселения. Это похоже на военную стратегию. Сначала врага рассеивают, а потом уничтожают. В данном случае депортируют».

Самой закрытой в Москве считается китайская диаспора. В отличие от выходцев из бывшего СССР уроженцы Поднебесной чувствуют себя в российской столице очень неуверенно. В результате они образовали в Москве свою замкнутую инфраструктуру. До Чайна-тауна дело еще не дошло, но чайна-хаусы уже стали для города нормальным явлением.

Китайские общежития представляют собой не столько жилые дома, сколько торгово-ярмарочные центры. Здесь хранят товары, шьют вещи, продают свою еду, меняют деньги, встречают деловых партнеров и даже открывают офисы. «Мы не хотим, чтобы нас расселяли, – говорит китаянка Фуонг. – У нас здесь все, как в Китае.

Атмосфера такая же, как дома. А если нас разбросают по городу, появится чувство одиночества, мы будем изгоями. Да и скинхедам давать отпор лучше вместе».

Что касается москвичей, живущих в таких этнических кварталах, то их инициатива г-на Ромодановского скорее радует. «Я не против, чтобы у нас работали мигранты, – пояснила «НИ» студентка Ирина Кудряшова. – Вроде бы ничего плохого они не делают. Но когда видишь толпу мигрантов, то становится страшно. Начинаешь чувствовать себя лишней».

По мнению психологов, принимающие страны зачастую переносят собственные страхи на «гостей столицы». Разобщенная нация опасается сплоченных представителей любой из диаспор. «Все зависит от того, какое время человек пробыл на новом месте, – пояснил «НИ» психолог Марк Сандомирский. – Первые годы после переезда люди стремятся к общению с людьми, близкими по этническому признаку. В дальнейшем пути мигрантов разделяются. Те из них, которые успешно адаптируются и делают карьеру – стремятся ассимилироваться с принявшим их обществом. Те, которые оказываются менее успешными – остаются в пределах замкнутого этнического мира. Что же касается жизни в большом городе, то люди невольно начинают опасаться сплоченных мигрантов, так как чувствуют свою незащищенность».

Впрочем, какими бы ни были причины создания этнических кварталов, поощрять их развитие не стоит, убеждены эксперты. «Делить город на кварталы по национальному признаку – это тупиковый путь, – сообщил «НИ» главный специалист по миграции Центра демографии и экологии человека Никита Мкртчян. – Но корень проблемы в том, что эти кварталы, как правило, становятся неблагополучными. Взять, к примеру, Москву или Лондон. Никому и в голову не придет спрашивать национальность человека, купившего дорогую квартиру в центре города. У обеспеченных людей вопрос расовой принадлежности отходит на второй план. Опасен для общества массовый наплыв низкоквалифицированной рабочей силы. Малообразованные приезжие селятся рядом и образуют бедный квартал, живущий по своим законам. Этого допускать нельзя».

Компактное проживание людей одной национальности автоматически лишает их шанса интегрироваться с местным населением. «Объективная задача государства заключается в размывании анклавов и диаспор, – рассказал «НИ» председатель президиума Института проблем глобализации Михаил Делягин. – При этом зарубежный опыт в регулировании миграционных потоков тоже нельзя назвать удачным. Во всем мире существует один-единственный пример успешной интеграционной политики – это политика Швеции. Там государство предоставляло приезжим жилье, которое было максимально удалено от мест проживания их соплеменников. В результате этнические кварталы не складывались просто технологически».

Социологи отмечают, что решить проблему этнических кварталов можно только социально-экономическим путем. «В России на законодательном уровне ситуацию изменить не удастся, – пояснил «НИ» заведующий Центром социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. – У нас сейчас даже в паспорте отсутствует графа «национальность». Запретить людям жить в каком-то районе города невозможно. Решить вопрос можно, например, грамотной кадровой политикой. Сейчас приезжим очень сложно занять высокий пост или же устроиться на руководящую должность. Для сравнения в Америке, даже в Министерстве национальной безопасности, могут работать выходцы из других стран. У нас такого быть не может. Фактически коренное население и государство, не обеспечивающие мигрантам равные возможности при трудоустройстве, сами вынуждают приезжих к компактному проживанию».

"