Posted 24 марта 2021,, 13:40

Published 24 марта 2021,, 13:40

Modified 7 марта, 14:05

Updated 7 марта, 14:05

Строительство моста через Лену в Якутске закончат к 2026 году

Строительство моста через Лену в Якутске закончат к 2026 году

24 марта 2021, 13:40
Фото: rostec.ru
Транспортная инфраструктура самой большой по площади российской автономии - Якутии веками отставала в развитии от других регионов. Первой железной дорогой здесь стала ветвь БАМа, проложенная только в начале 1980-х годов, а даже в столице республики, Якутске, до сих пор нет моста через реку Лена, на которой стоит город.

Важность моста через Лену в среднем течении реки связана с тем, что железная дорога, дотянувшаяся с тех пор почти до Якутска, проходит по другому берегу великой сибирской реки. В периоды ледостава и ледохода город фактически отрезан от железнодорожного сообщения. Но помимо самого Якутска отрезаны и соседние, более-менее населенные районы республики. Мост в районе Якутска предполагалось построить еще в 2010-е годы, но стройку отложили в связи с тем, что средства тогда направили на Крымский мост.

Как говорит вице-премьер Марат Хуснуллин, государственная экспертиза строительства моста через Лену начнется в течение недели, российский бюджет профинансирует лишь половину стоимости строительства:

- С руководителем Якутии мы подробно обсудили вопрос пересчета стоимости моста, технических решений, за счет чего можно удешевить, и источники финансирования. Мы договорились, что примерно половину расходов возьмет на себя бюджет России, половину – регион вместе с концессионером.

По словам Марата Хуснуллина, точная стоимость моста через Лену станет известна, ориентировочно, в конце апреля, - отмечает агентство "Интерфакс". Известно, что еще в конце 2019 года дочерняя компания "Ростеха", ООО "РТ-Развитие бизнеса", а также и группа "ВИС" создали консорциум "Национальная инфраструктурная компания" (НИК) для реализации проекта строительства моста через Лену (33,4% - у ООО "РТ-Развитие бизнеса", 66,6% - у ВИС"). Правительство региона в январе 2020 года определило НИК концессионером строительства, концессионное соглашение будет действовать в течение 25 лет. "Сбербанк" со своей стороны открыл концессии 10-летний кредит в размере 25 миллиардов рублей на строительство моста. Общий объем бюджета проекта на инвестиционной стадии был оценен "Сбербанком" в размере 83 миллиардов рублей.

Изначально сдать мост в эксплуатацию планировали в первом квартале 2026 года, но власти Якутии рассматривают возможность завершить строительство даже раньше, в 2024 году. Строительство начнется в нынешнем году.

Общая длина трехпилонного вантового моста составит чуть более трех километров, а протяженность подходов – около 14 километров. Мост будет двухполосным, в сутки по нему смогут проехать 4600 автомобилей. Похожие по конструкции мосты уже существуют в России – через пролив Босфор Восточный и бухту Золотой Рог во Владивостоке. Однако, как отмечают специалисты, Ленский мост – уникален. Возводится он в экстремальных условиях Крайнего Севера, в числе которых – суровые морозы, интенсивный ледоход, сильные паводки и сложная логистика завоза материалов, - отмечает rostec.ru.

Географически мост будет расположен чуть южнее Якутска, неподалеку от поселка Хаптагай. Рядом с Хаптагем находится и железнодорожная станция Нижний Бестях, с которой из Якутска можно будет, наконец, уехать и на поезде. Предполагается, что после завершения строительства проезд по мосту будет бесплатным для легковых автомобилей и платным для остальных видов транспорта.

Власти Якутии отмечают, что мост через Лену позволит связать в единую сеть три федеральных и пять региональных автодорог, город и Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль, речной порт и международный аэропорт, что обеспечит круглогодичную транспортную доступность для 83% населения Якутии, рост объема грузоперевозок до шести миллионов тонн, пассажиропотока – до восьми миллионов пассажиров в год. Мост также позволит ежегодно экономить более четырех миллиардов рублей на "северном завозе" из-за упрощения логистики.

"