Posted 23 марта 2010,, 21:00

Published 23 марта 2010,, 21:00

Modified 8 марта, 02:20

Updated 8 марта, 02:20

Холодное оружие

Холодное оружие

23 марта 2010, 21:00
Долгожданное солнце и потепление, пришедшее на смену морозной и рекордно снежной зиме в России, дает о себе знать. Коммунальные службы не справляются с весной: наросшие на крышах сосульки с пугающей частотой падают на прохожих и припаркованный у домов транспорт. Проблема в том, отмечают эксперты, что процесс уборки сне

В минувший понедельник около полудня на 55-летнюю москвичку Раису Васильеву, проходившую мимо дома №10 по Большому Сухаревскому переулку, с крыши здания упала глыба льда. От полученной травмы головы женщина скончалась в машине «скорой помощи». Как оказалось, дом, у которого произошло несчастье, находится в частной собственности, уборку наледи должно было организовать местное ТСЖ. По словам префекта ЦАО Алексея Александрова, «до председателя ТСЖ неоднократно доводились требования о необходимости очистки кровли от снега, которые игнорировались». В тот же день в Самаре и Уфе жертвами сосулек стали четверо человек, а в Санкт-Петербурге за два дня от «ледяной бомбардировки» пострадали минимум пятеро, причем один из них – полугодовалый малыш.

Сколько таких примеров по всей стране – сказать сложно. Только в Москве, по данным городского департамента здравоохранения, с начала зимы от упавших сосулек пострадали более 60 человек. «Тяжесть травмы зависит от траектории падения сосульки, ее массы и высоты дома. Например, двухкилограммовая ледышка с крыши пятиэтажки будет падать со скоростью 60 километров в час, – рассказал «НИ» доктор медицинских наук, заведующий травматологическим отделением при 33-й клинической больнице Арби Назыров. – Сосулька может вызывать травму пояса плечевой зоны, но чаще всего встречаются черепно-мозговые травмы. Если удар пришелся по касательной, а человек надел капюшон или головной убор, то есть шанс отделаться легким испугом. Если было прямое попадание в непокрытую голову, причем упал конус, то гарантировано проникновение в череп и высока вероятность смертельного исхода. Впрочем, падение снега не менее опасно из-за нижнего ледяного слоя».

По московским нормативам, еще до начала отопительного сезона в каждом районе создаются специально обученные бригады. Если появляется угроза падения ледообразований, то они обязаны немедленно огородить «зону обстрела» и удалить в течение двух световых дней сосульку или пласт снега. Если лед может упасть на газон или другие малопосещаемые прохожими места, то на уборку дается три дня.

Впрочем, нормативы соблюдаются далеко не всегда. На деле, отмечают эксперты, ленивые эксплуатационные компании нередко просто огораживают опасный участок и ждут, когда проблема растает на весеннем солнышке. «За чистку кровель от снега и сосулек отвечает балансодержатель здания. Мы проверяем качество уборки практически каждый день, – рассказала «НИ» замначальника управления информации и контроля поручений Мосжилинспекции Татьяна Филиппова. – Мы выдаем недобросовестным организациям предписания об устранении нарушений, а если сосульки по-прежнему находятся на своих местах, то можем привлечь фирму к административной ответственности. Однако это возможно не всегда. Дело в том, что из-за особенностей федерального законодательства проверять деятельность обслуживающей компании мы можем не чаще, чем раз в два года. «Вне очереди» это можно сделать только с разрешения прокуратуры, а ведомство нередко отдает такое распоряжение только после того, как какая-нибудь сосулька падает на прохожего».

Недобросовестные компании, по словам г-жи Филипповой, заносятся в «черный список», который находится в управах и префектурах. Контракт на следующий год с дискредитировавшими себя конторами муниципалитет не продлевает. «Однако по федеральному законодательству приоритетной при проведении конкурса является цена, а не репутация компании, – пояснила собеседница «НИ». – Халтурщики сильно занижают цену, выигрывают тендер и нанимают неквалифицированных рабочих. Кроме того, компания легко может перерегистрироваться и продолжить свою деятельность, точнее, бездеятельность».

"