Posted 23 марта 2006,, 21:00

Published 23 марта 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:17

Updated 8 марта, 09:17

Не хватило мужества

23 марта 2006, 21:00
«Показательный суд» над обвиняемыми в убийстве 9-летней таджикской девочки Хуршеды Султоновой, на котором настаивала Валентина Матвиенко, закончился полным провалом. Присяжные вынесли просто шокирующий вердикт: с главного подозреваемого Романа Казакова сняты обвинения в убийстве.

Напомним, убийство произошло 9 февраля 2004 года, когда Юсуф Султонов возвращался с катка в Юсуповском парке вместе со своей 9-летней дочерью Хуршедой и 11-летним племянником Алабиром. На семью таджиков напали 10 пьяных подростков. Сначала они до потери сознания избили отца девочки. Алабир залез под припаркованный автомобиль и поэтому не пострадал. А вот Хуршеде, которая кричала, сопротивлялась и кусалась, нападавшие нанесли 13 ножевых ран.

Кстати, именно в тот день суд не выпустил из-под ареста 23-летнего Алексея Вострокнутова, основного подозреваемого по делу националистической группировки «Шульц-88».

В результате по делу об убийстве Хуршеды Султоновой на скамье подсудимых оказались 8 человек. Правда, в убийстве обвинили только Романа Казакова. Остальные шли по статьям «хулиганство» и «грабеж».

О рассмотрении дела судом присяжных настаивал Казаков, и он не прогадал. Выйдя из зала заседаний Городского суда Петербурга в среду поздно вечером, государственный обвинитель Светлана Ефименко сообщила журналистам, что из восьми подсудимых один полностью оправдан, а с подозреваемого в убийстве Романа Казакова обвинения по 105-й статье полностью сняты. За такой вердикт проголосовали 9 из 12 присяжных. Они пришли к выводу, что преступление имело место, но личность человека, совершившего «похожие на ножевые удары движения левой рукой», по мнению участников комиссии, не была установлена. Основной довод: следователи не нашли орудие убийства и кровь на одежде Казакова.

У адвоката семьи Султоновых Натэллы Пономаревой иное мнение на этот счет. Она полагает, что обвинение вполне убедительно доказало виновность Казакова в убийстве. «Он левша, и экспертами было установлено, что ножевые удары наносились левой рукой, – говорит она. – Присяжные просто пожалели подсудимого из-за его нежного возраста (на момент совершения преступления ему было 14 лет. – Прим. «НИ»). Вполне возможно, что на него просто не захотели «вешать» столь серьезный эпизод, вполне доказанный, по моему мнению». Обвинитель с ней согласна. «Трудно человеку принять такое важное решение, как признание виновным в убийстве конкретного лица, – заявила Светлана Ефименко. – Я считаю, что присяжным не хватило мужества сказать, что собранных следствием и исследованных в зале суда доказательств достаточно для этого решения».

И г-жа Пономарева, и прокурор Ефименко намерены обжаловать решение городского суда в Верховном суде РФ.

КОММЕНТАРИИ

Людмила АЛЕКСЕЕВА, председатель правозащитной организации «Московская Хельсинкская группа»:
– Я уверена, что следствие просто не смогло убедить присяжных в виновности обвиняемого. Оно не предоставило убедительные доказательства вины, и присяжные это увидели.

Генри РЕЗНИК, адвокат, член Общественной палаты:
– Вынося вердикт, присяжные руководствовались своими внутренними убеждениями и оценкой представленных доказательств. Если обвиняемый признан невиновным, значит, достоверных доказательств прокуратура не предоставила. И в данном случае, я полагаю, вина конкретного человека в убийстве не доказана. Значит, это недоработка прокуратуры.

Наталья КУТОБАЕВА, пресс-секретарь губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко:
– Губернатор пристально следит за развитием событий, связанных с делом таджикской девочки Хуршеды Султоновой. Она сделала все, чтобы преступление было раскрыто в короткие сроки и передано в суд. Валентина Ивановна уже прокомментировала решение суда присяжных, сообщив, что у нее есть своя позиция по этому поводу. Но пока она не будет ее высказывать, так как ее слова могут расценить как давление на суд.

"