Posted 23 марта 2004,, 21:00

Published 23 марта 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 02:25

Updated 8 марта, 02:25

МИХАИЛ ДЕЛЯГИН

МИХАИЛ ДЕЛЯГИН

23 марта 2004, 21:00
Умиротворить Евросоюз

Новый премьер-министр России Михаил Фрадков, как известно, – специалист по вопросам взаимоотношений с Европейским союзом. Именно поэтому хочется надеяться на новый виток этих отношений. Ведь Европа остается важнейшим торговым партнером России, несмотря на сокращение товарооборота (с более чем 82 млрд. евро в 2001 году до менее чем 78 в 2002-м и 42 млрд. евро за первые 8 месяцев минувшего года). Для нашей страны Европа – символ цивилизованности Запада точно так же, как США – символ эффективности.

Именно поэтому российское общество болезненно переживает обструкционистскую позицию Евросоюза по целому ряду проблем. Это: игнорирование российских интересов в Калининграде, создавшее стратегическую угрозу территориальной целостности России; навязывание непосильного для нашей экономики повышения внутренних цен на газ как условия присоединения к ВТО; беспрецедентное принуждение к ратификации Киотского протокола и др. Ровно месяц назад проблемы в отношениях России и Евросоюза достигли апогея: 23 февраля министры иностранных дел ЕС выдвинули России ультиматум, впервые за всю историю отношений пригрозив введением экономических санкций. Камнем преткновения стали отношения России с новыми членами ЕС. Со старыми членами мы – со всеми вместе и с каждым в отдельности – в 1994 году подписали Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, которое из-за чеченской войны вступило в силу лишь в 1997 году. С согласия России режим этого соглашения распространился и на присоединившиеся к Евросоюзу Австрию, Швецию и Финляндию.

Отношения России с каждой из стран, вступающих в ЕС с 1 мая 2004 года, имеют свою специфику (сравните характер связей, например, с Эстонией и Кипром). Естественно желание нашей страны заключать соглашение с каждым новым членом отдельно. ЕС же в категорической форме требует прямо противоположного – одобрения Россией «без всяких предварительных условий» положений соглашения применительно ко всем новым членам Евросоюза. Ведь, если этого не произойдет, разделение членов новой Европы на развитых «старых» и относительно неразвитых «новых» будет не только реальным, но и формальным.

Россия имеет формальное право настаивать на сохранении этого порядка. Евросоюз же имеет силу – как экономическую, так и политическую. Таким образом, отстаивая не очень значительные коммерческие интересы, Россия «нарывается» на системный политический кризис глобального масштаба. В результате политики систематического отказа от влияния в мире, достигшей апогея в последние годы, Россия слаба. В нынешнем состоянии мы не можем позволить себе роскошь конфронтаций, тем более с Евросоюзом. Мы должны уметь договариваться, влиять и лоббировать. Пора осознать, что европейцы нам не друзья, а такие же конкуренты, как и все остальные, и нет ничего смешнее сентиментального ожидания от них добровольного учета наших интересов. Россия обязана полностью использовать все имеющиеся возможности – в том числе и возможности европейского лоббирования. Нам по силам стать интеллектуальными и эмоциональными лидерами ЕС, даже не входя в него. Пока же этого не произошло, систематическое влияние осуществляется в другую сторону.

Автор – научный руководитель Института проблем глобализации.




Опять тройка
АРИЯ ТОРЕАДОРА

"