Posted 23 февраля 2015,, 21:00

Published 23 февраля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:51

Updated 8 марта, 03:51

«Пока все не уехали…»

«Пока все не уехали…»

23 февраля 2015, 21:00
Правозащитник и профессор Кубанского госуниверситета Михаил Савва (на фото) был на прошлой неделе объявлен в федеральный розыск: местное управление ФСИН обратилось в суд с ходатайством о замене ему условного наказания реальным после того, как общественный и политический деятель уехал из России. Международные правозащит

О том, что Михаил Савва находится в федеральном розыске, заявила представитель пресс-службы УФСИН России по Краснодарскому краю Татьяна Чурикова. По ее словам, службе известно о том, что осужденный профессор КубГУ отбыл в Киев. В ходатайстве уголовно-исполнительной инспекции от 16 февраля сказано, что Михаил Савва «нарушил режим отбывания условного наказания, скрывшись за границей», а значит, ему надлежит заменить срок на реальный. В ведомстве заявляют, что не обнаружили правозащитника дома еще при визите в середине января.

На своей странице в Facebook супруга правозащитника Елена Савва сообщила, что решение об эмиграции далось семье очень тяжело, но они «исходили из того, что свобода лучше, чем несвобода». Международные организации Amnesty International и Human Rights Watch уже заявили о готовности оказать поддержку правозащитнику.

Михаил Савва на своем официальном сайте подтвердил отъезд из России. «После допроса 25 декабря прошлого года мне стало совершенно понятно, что очень скоро мне предъявят обвинение по еще одному фальсифицированному делу. Вопросы следователя были на редкость откровенны: «Признаете ли…», – написал правозащитник. Обвинение по новому делу сразу бы превратило его условный срок в реальный. «Надеяться на правосудие в современной России – это достаточный признак слабоумия. Я уехал», – заключил Михаил Савва. По словам г-на Саввы, с политическими заключенными «поступают беззаконно: осуждают без события и состава преступления, продлевают сроки новыми судами, создают пыточные условия содержания. А если против нас ведется война, то действует алгоритм военнопленного: «Выжить, добиться свободы, бороться».

Бороться, как признался Михаил Савва в разговоре с «НИ», он собирается с помощью возможностей Интернета. Профессор сообщил о готовности использовать свой опыт правозащитной деятельности. Вернуться в Россию он собирается, когда «в стране прекратятся политические репрессии, масштаб которых пока только нарастает». Правозащитник уверен, что эмиграция не скажется на решении ЕСПЧ по его делу – жалоба на приговор по двум уголовным делам сейчас находится на рассмотрении в Страсбурге: «В деле множество нарушений процедуры следствия и суда, моих прав». По мнению Михаила Саввы, в преследованиях правозащитников в Краснодарском крае главную роль играет «управление ФСБ, которое фактически управляет всеми остальными «правоохранительными» структурами». Пока же новый эмигрант «устроился приемлемо, снял жилье, подал заявление для получения статуса беженца».

Заметим, еще в ноябре 2014 года в интервью «НИ» Михаил Савва заявлял, что его допросы в качестве свидетеля по делу директора НКО «Информационный учебный центр «Левадос» Елены Шабло наверняка закончатся очередным обвинением в его адрес: «Причина интереса к Елене – в том, что от нее хотели и, возможно, хотят сейчас получить показания против меня. Таким образом, учитывая мой условный срок, второе уголовное дело против меня может привести к тому, что меня возьмут под стражу, а потом отправят в место лишения свободы».

В апреле 2014 года Савва был признан виновным по двум эпизодам мошенничества. По версии следствия, правозащитник похитил бюджетный грант в размере 366 тыс. рублей, выданный его Южному региональному ресурсному центру на исследование, которое не было проведено. Также Савва якобы не прочел курс лекций, на который ему была выделена 71 тыс. бюджетных рублей. Профессора приговорили к трем годам условно с испытательным сроком два года и штрафу в 70 тыс. рублей. Михаил Савва свою вину не признал. Во время процесса профессора поддержали в международной правозащитной организации Human Right Watch и в Совете по правам человека при президенте РФ.

«С 2002 года из Краснодарского края выдавили Евгения Грекова, Вадима Карастелева, Стасю Денисову, Давида Хакима, Сурена Газаряна. Теперь вот Савва. Карастелева перед этим избили. Денисову пытались привлечь к уголовной ответственности. Евгений Витишко сидит 3 года, геленджикские правозащитники Владимир Иванов, Зуфар Ачилов, Гагик Аванесян и Валерий Семергей сидят от 8 до 13 лет. Елена Шабло под следствием. Дарья Полюдова под следствием и в СИЗО. Трое других фигурантов ее дела уехали. Михаил Савва осужден и снова под следствием. Лусинэ Джанян из вуза уволили. Геноцид прям», – выразил свое мнение о происходящем на странице в Facebook глава правозащитной ассоциации «Агора» Павел Чиков.

Многие кубанские правозащитники вынуждены уезжать даже не из страны, а просто в другой регион, чтобы не опасаться за себя, рассказала «НИ» член Совета по правам человека при президенте РФ Елена Тополева-Солдунова: «У нас больше всего жалоб от гражданских активистов и экологов именно из Краснодарского края. Мы даже организовали выездное заседание. Я вижу две причины. Во-первых, в крае очень развит некоммерческий сектор, гражданское общество. А во-вторых, власть не желает вести диалог с теми, кто их критикует. Они обещают нам пересмотреть свое отношение, но делать это нужно быстрее, пока все не уехали».

"