Posted 23 февраля 2015,, 21:00

Published 23 февраля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:51

Updated 8 марта, 03:51

Психолог Гаяне Агаян

23 февраля 2015, 21:00
В феврале российские школы начали запись детей в первый класс, которая продлится до июня. Ожидается, что в сентябре 2015 года в школу пойдут около 1,5–2 млн маленьких россиян. Решение посадить малыша за парту может быть преждевременным, предостерегает в беседе с «НИ» психолог-педагог, консультант по материнству и детст

– Когда лучше ребенка отдавать в школу?

– Популярным физиологическим показателем является смена зубов: считают, что когда начинают меняться передние зубы, это физиологическое ознаменование перехода к ученическому статусу. Но психологически ребенок может быть не готов. Бывает, так случается из-за взрослых: его задерживают в проявления самостоятельности. Поступление в школу часто приходится на возрастной кризис, когда ребенок физически готов выполнять более сложные поступки, а психологически еще не понимает ни последствий, ни принципа этих действий. У кого-то это происходит в 5 лет, у кого-то только к 7 годам.

– Чтобы их дети не были в числе отстающих в школе, многие родители чуть ли не с пеленок начинают его развивать. Раннее развитие – хорошо это или плохо?

– Раннее развитие – это хорошо, если осуществляется грамотно, в соответствии с возрастными особенностями детей и комфортно для ребенка. Дети могут концентрировать внимание только 5–10 минут. И дальше должна быть обязательно смена деятельности – мы же не можем час держать ребенка в какой-то определенной позе. Именно на активной смене деятельности и держатся группы раннего развития, когда идет чередование игровой деятельности, творческой работы и при этом идет получение информации. Если занятия проходят таким образом, то это совершенно нормально воспринимается. Но если ребенка сажают и начинают пичкать карточками по системе Домана, то это уже совсем другое. Да, они могут запоминать, но это чисто механическое запоминание.

– Около 60% дошкольников посещают государственный детский сад. Необходим ли он нынешним детям?

– Когда мы проходили практику в госсадах, эта система у меня вызывала напряжение от жестких ограничений и форм работы с детьми. Но на сегодняшний день есть очень много государственных базовых программ для дошкольников, которые достаточно интересны и направлены на творческое развитие ребенка: «Истоки», «Радуга» и другие. Очень много экологических программ, музыкальных.

– Как вы оцениваете принципы, на которых устроен государственный детсад?

– На мой взгляд, там на первом месте – вопросы безопасности. Сон, питание, прогулки – все эти режимные моменты должны быть выполнены вовремя и в определенном количестве, чтобы соблюсти СанПины. И только во вторую очередь – развитие ребенка. Конечно, нужно менять подход к детям. А его не изменишь, если у воспитателя в группах от 20 до 40 детей. Поэтому нужна, как минимум, разбивка на подгруппы. Во всех садах есть психолог и логопед, но они не доходят до каждого ребенка или недостаточно с ним работают. В последнее время много альтернативных садов, работающих по системе Монтессори, вальдорфские сады – на мой взгляд, они более лояльны и развернуты к ребенку.

– Вам что ближе из этих направлений?

– В обоих есть что-то интересное, важное. Но слепо следовать этим направлениям я не могу, потому что надо учитывать отечественный менталитет. Например, в Вальдорфе есть ряд праздников, которые интересны и понятны в Европе, но непонятны нам. Система Монтессори идеальна во многих своих аспектах, например, добывание самостоятельного опыта, получение практических навыков. Но вместе с тем в этой системе теряется общность.

– То есть вы не советовали бы отдавать ребенка в такие сады в их чистом виде?

– Здесь дело в приоритетах взрослого. Вальдорф ближе к природе явлений, к окружающему миру. Игрушки из натуральных материалов, ручной работы, практически нет готовых игрушек – чурбачки, куклы, обычно безликие. Многие родители этого не понимают. У них и совершенно другая атмосфера в помещении – нет углов, минимализирована мебель и все оборудование, мебель многофункциональна. Например, лавка может превратиться в корабль. Из минимальных и простых атрибутов можно создать невообразимые конструкции, и развивается воображение ребенка. В Монтессори более практичная направленность.

– Сейчас много говорят про отсутствие в жизни ребенка свободной игры. А играют ли дети в саду?

– Вот интересная тенденция последних лет моей работы – по просьбе родителей мы организуем игровые занятия для детей, которые ходят в сад! Представляете? Они весь день в саду, и раз или два в неделю эти дети ко мне приходят на два часа поиграть. В саду они тоже играют, но только в определенное и очень ограниченное время. Представьте себе: вот ребенок играет, находится в своих фантазиях, в своем мире, и тут взрослый его оттуда в буквальном смысле слова выдирает: «Собрали все игрушки, построились, у вас сейчас танцы». Поэтому здесь речи нет о свободной игре. Детсадовским не хватает игры, потому что у них определенный режим. А домашним не хватает, потому что либо их водят с кружка на кружок, либо они одни и играют сами по себе.

– Действительно ли дети в садах приобретают серьезный коммуникативный навык?

– Да, это очень хорошая закалка. Если ребенок общительный от природы, то сад может укрепить его коммуникативные навыки. Но есть много ребят, у которых в адаптивном периоде в силу психосоматических особенностей возникают какие-то нервозные проявления – прикусывают губы, грызут ногти, жуют волосы, теребят одежду, нервные тики. У кого-то это месяц длится, у кого-то полгода. Это в основном дети-интроверты, которые не могут проявить во внешнюю среду свои переживания и копят их в себе.

– Часто бывает, что ребенок не хочет в сад, но родители заставляют. Как отличить капризы от серьезной травмы?

– Например, ребенок радостно пошел в первые дни, а потом, через неделю, особенно после выходных, говорит – а я туда больше не пойду. Это говорит о том, что для него сад был в новинку, потом эффект новизны прошел. Адаптация может длится и неделю, и месяц, а у кого-то и полгода. Если мы все-таки преследуем цель, чтобы ребенок ходил в сад, то тогда объясняем ему – я иду на работу, папа идет на работу, а ты идешь в сад, и это часть твоей жизни. Но если это выливается в соматические явления – болезни, осложнения – это сигнал для взрослого. Надо задуматься, насколько для вас и вашего ребенка эта необходимость актуальна на данном этапе? Может, стоит отложить на полгода.

"