Posted 23 февраля 2014,, 20:00

Published 23 февраля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:32

Updated 8 марта, 04:32

Понедельник начинается в пятницу

Понедельник начинается в пятницу

23 февраля 2014, 20:00
В понедельник в Замоскворецком районном суде Москвы завершится оглашение приговора по делу о беспорядках на Болотной площади в столице 6 мая 2012 года. Из зачитанной в пятницу первой части приговора следовало, что все восемь подсудимых признаны виновными. Оглашение приговора сопровождалось протестами у здания суда, где

С раннего утра пятницы здание Замоскворецкого суда оцепила полиция, расставив по периметру металлические ограждения и десяток автозаков. Люди, желающие поддержать фигурантов «болотного дела», также начали собираться за несколько часов до оглашения приговора, назначенного на 12.00 дня. Кто-то пришел с антиправительственными плакатами, кто-то – в надетых поверх курток футболках с портретами подсудимых. Связка белых шариков с плакатом «Свободу героям 6 мая» зависла между высоковольтными проводами и ветками деревьев.

Поддержать «узников Болотной» вышли около тысячи человек. Ближе к полудню толпа принялась скандировать: «Позор!». В ответ последовали задержания. Наводчики в гражданском с камерами в руках с крыш автозаков указывали омоновцам, кого вытаскивать из толпы. Забирали за плакаты, за крики «Позор!», за футболки с портретами фигурантов «болотного дела». Забрали даже мужчину, который размахивал российским флагом. Задержали также ранее проходивших по «болотному делу» и амнистированных Марию Баронову и Владимира Акименкова. Последнего собравшиеся отбили под крики «Беркут!» и «Стыдно быть ментом!».

В здание суда пропустили только адвокатов, родственников подсудимых, прессу (в том числе и иностранную), правозащитницу Людмилу Алексееву и находящуюся под подпиской о невыезде подсудимую Александру Наумову (Духанину) вместе с мужем. Женщина пришла в суд с вещами. Впрочем, дальше первого этажа долгое время никому пройти не удавалось. Собравшимся было заявлено, что заседание откладывается на неопределенный срок. Тем временем на улице правоохранители сняли нагрудные жетоны. «Полиция без жетонов хватает мирных людей и бросает в автозаки», – заявил Борис Немцов. Это же подтверждали в «Твиттере» и задержанные.

Оглашение приговора началось с опозданием на три часа, хотя подсудимых доставили вовремя. Судья Наталья Никишина зачитывала приговор под звучавшие под окнами крики «Свободу!» и просьбы разойтись от ОМОНа через громкоговоритель.

Из приговора следовало, что 6 мая 2012 года «во время проведения согласованной демонстрации неустановленные лица побуждали собравшихся к выходу за пределы согласованной для мероприятия территории, что привело к применению насилия в отношении представителей власти и массовым беспорядкам». В результате у подсудимых «возник преступный умысел на участие в беспорядках». Все фигуранты дела действовали умышленно, «осознавая противоправный характер своих действий, игнорируя законные требования сотрудников полиции, применили в отношении них физическое насилие, неопасное для жизни и здоровья».

Так, Ярослав Белоусов, «находясь в неустановленном месте в неустановленное время, приобрел неустановленный желтый предмет круглой формы», затем «прицельно бросил его в омоновца Филиппова», чем последнему «были причинены повреждения». Андрей Барабанов, «действуя умышленно с неустановленными лицами, сорвал с омоновца Круглова шлем и нанес не менее одного удара по голове». Александра Наумова (Духанина) «попала куском асфальта в плечо омоновцу Зелянину и в живот омоновцу Сютармину». Она «не менее восьми раз бросала в сотрудников полиции камни и фрагменты асфальтового покрытия, а также пластиковую бутылку». Степан Зимин, «сокрыв лицо маской, прицельно бросил не менее трех раз куски асфальтового покрытия в полицейских, стоящих в оцеплении», при этом «один из кусков попал в кисть правой руки Куватова».

Артем Савелов «грубо схватил Гоголева за кисти и запястья рук, попытался втащить в толпу агрессивно настроенных граждан, причинив последнему физическую боль». Сергей Кривов, «препятствуя задержанию агрессивно настроенного гражданина, взял в захват сотрудника полиции и попытался отнять у него спецсредство – резиновую палку». Затем, «продолжая участвовать в массовых беспорядках, Кривов схватил за форменную одежду Моисеева и толкнул его руками в туловище, причинив физическую боль». Алексей Полихович, «сокрыв лицо маской, совместно с неустановленными лицами, пытался освободить задержанных за нарушение общественного порядка граждан» и «сорвал руку Тарасова от задерживаемого им лица». Кроме того, Полихович «строил из металлических барьеров заграждение, пытался оттеснить к ним военнослужащих из числа внутренних войск». Денис Луцкевич «выкрикивал лозунги оскорбительного содержания, создавал препятствия для передвижения сотрудников полиции», бросал камни в сотрудников полиции, а также ударил одного полицейского рукой, а у второго вырвал из рук шлем.

Затем судья Никишина перешла к описанию имущественного ущерба, полученного МВД в результате беспорядков. Однако через несколько минут, остановившись на полуслове, судья заявила, что оглашение приговора продолжится в понедельник. К этому времени у здания суда уже было задержано свыше 200 человек. На вечер пятницы планировалось «обсуждение» приговора на Манежной площади, однако мероприятие перенесли на понедельник. Впрочем, в пятницу полиция Манежную площадь все равно оцепляла.

В числе задержанных у Замоскворецкого суда оказался и журналист Сергей Пархоменко. По его словам, он оказался в автозаке после того, как сфотографировал «наводчика» омоновцев. Задержание осуществлялось «очень грубо, с применением разнообразных физических приемов». В тот же день Пархоменко отпустили, назначив судебное заседание по его делу на вторник. «В 10 утра меня будут судить за то, что я будто бы принимал участие в несанкционированном мероприятии (статья 20.2 КоАП), а в 16 часов – за то, что будто бы пытался обкусывать уши (статья 19.3 КоАП)», – написал журналист в Facebook, подразумевая под «обкусыванием ушей» сопротивление при задержании.

«Приговор – практически калька с обвинительного заключения. Теперь вопрос лишь в сроках», – написал в своем «Твиттере» координатор «Левого фронта» и фигурант следующей части «болотного дела» Сергей Удальцов. Правозащитница Людмила Алексеева полагает, что на приговор повлияют события на Украине: «Только непонятно, в сторону смягчения или в сторону ужесточения». Петицию с требованием не лишать подсудимых свободы к воскресенью подписали уже более 50 тыс. человек. Пикеты в поддержку «узников Болотной» прошли в минувшие выходные в нескольких городах России, а также в Стокгольме.

"