Posted 23 февраля 2012,, 20:00

Published 23 февраля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:50

Updated 8 марта, 05:50

Москва митинговая

Москва митинговая

23 февраля 2012, 20:00
Сегодня «Новые Известия» открывают новую рубрику – «Объективная история». На страницах газеты мы будем публиковать фотосюжеты репортеров «НИ», сделанные ими на протяжении нескольких десятков лет. По этим снимкам мы попытаемся воссоздать новейшую историю страны – от распада СССР до новых интеграционных процессов на прос

Московские митинги 90-х порождали у сотен тысяч горожан чувство, что работа, семья и дети – вещи второстепенные. Куда важнее оказывалось тогда ежедневное создание государства-дома, в котором предстояло всем нам жить. Впервые – за многие десятки лет – появилось ощущение, что успех этой политической работы реально зависит от каждого человека. В митингах февраля 1991 года участвовали сотни тысяч москвичей, часто противоположных политических взглядов. Каждый день и каждый вечер 22, 23 и 24 февраля собирались по разные стороны «баррикад» 200, 800 и 400 тысяч активных граждан – коммунистов и демократов, которым небезразлично было свое будущее. Сходились на Манежной площади и Тверской без мобильных телефонов и Интернета, исключительно усилиями волонтеров-расклейщиков листовок и агитаторов!

24 февраля 1991 г. движение «Демократическая Россия» организовало манифестацию в поддержку Бориса Ельцина.

Людское море, заполнявшее Манежную площадь, выглядело по-советски и по-зимнему темным и мрачным. Сейчас отличить на фотоснимках тех лет один полумиллионный митинг от другого без подписей к фотографиям и негативам становится все труднее. Только фоторепортеры помнят, например, что почти миллионный митинг на Манежной площади 10 марта 1991 года, приуроченный к грядущему референдуму о будущем СССР, проходил при ослепительной весенней погоде, создающей блики на фотоснимках от светящего в упор солнца. От него не спасали бленды на широкоугольных объективах фотожурналистов, расположившихся на балконе ресторана гостиницы «Москва». На этих кадрах видно, как люди под завязку заполняли Манежную площадь. В тот день сотням тысяч митингующих не хватило места на Манежке, и они расположились на Большом Каменном мосту.

22 и 24 февраля в Москве прошли массовые митинги в поддержку Бориса Ельцина с участием сотен тысяч человек. А 23 февраля 1991-го в ответ на массовые демократические выступления москвичей на Манежной площади собрались «защитники социалистического Отечества». Этот почти миллионный митинг сторонников и защитников Союзного договора и Советской Армии был организован депутатами групп «Союз» и «Москва», трудовыми коллективами и ветеранскими организациями за сохранение целостности СССР. Впервые на столь массовой манифестации были выражены недоверие Борису Ельцину и поддержка перестройки и действий президента СССР Михаила Горбачева. Впервые на этом митинге не всех журналистов подпускали к трибуне, на которой по очереди выступали будущие «путчисты» Пуго, Крючков, маршалы Язов и Ахромеев. После этого митинга впервые заговорили о том, что людей туда гнали по разнарядке. Были преданы гласности факты «принудиловки», хотя автобусами граждан не баловали: таких безобразий, как на нынешней Поклонной или в «Лужниках», не происходило. Словом, уже тогда было ясно, что такие миллионные митинги, куда народ гонят из-под палки, страну, когда надо, не спасут.

Армейский сбор сторонников сохранения Союза 23 февраля 1991 г.

Уже на следующий день на том же месте Москва ответила «защитникам Отечества» новым митингом сторонников Ельцина. Как всегда, на Манежную через Калининский проспект (ныне Новый Арбат) вышли полмиллиона протестующих с требованиями отставки Горбачева, запрета КПСС и прекращения деятельности Верховного Совета СССР. На этом митинге в поддержку российского парламента и за учреждение поста президента РСФСР люди сами были «службой порядка»: взявшись за руки по обеим сторонам движущихся колонн, они не допускали никаких провокаций во время стояния на Манежной площади. Никто не препятствовал желающим присоединиться к шествию, и колонны демонстрантов росли по ходу движения.

Милиция на февральских и мартовских митингах 1991-го поддерживала порядок отлично, причем без водометов, автозаков и устрашающих шеренг «космонавтов»-омоновцев. Милиция, стоявшая по краям тротуаров, чувствовала, что она – тоже народ.

Нынешние митинги на Болотной площади и проспекте Сахарова по сравнению с теми – пока еще детсад. Но, будем надеяться, все впереди! Опыт митингов 90-х еще раз подтвердил действие закона о переходе количества в качество: когда граждан на площади становится не 50, а 500 тысяч, власти просто некуда деваться!

Смотрите подробный фоторепортаж, посвященный митингам, прошедшим в Москве в начале 90-х годов прошлого века.

"