Posted 23 января 2014,, 20:00

Published 23 января 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 02:11

Updated 8 марта, 02:11

Царь горы

Царь горы

23 января 2014, 20:00
Горные лыжи в нашей стране год от года пользуются все большей популярностью. Причем как опытные, так и начинающие спортсмены почему-то рвутся покорять европейские склоны, забывая о том, что и в России есть множество интересных мест с хорошими трассами. И география не ограничивается широко разрекламированной Красной Пол

Для начинающих горнолыжников и тех, кто просто хочет покататься на выходных, прекрасно подойдут курорты Москвы и Подмосковья. Здесь расположено порядка двадцати мест разной степени оснащенности и уровня экстрима, начиная от пологих склонов для неопытных спортсменов и заканчивая трассами, которые могут показаться интересными даже профессионалам. Впрочем, рельеф столичного региона особо гористым не назовешь, поэтому любители адреналина жалуются на недостаток острых ощущений. Максимальный перепад высот здесь не более 100 метров, а средняя протяженность трасс – 200–300 метров, хотя бывают и крайности – в 46 и 1050 метров. Что же касается сложности трасс, то тут представлен весь «цветовой спектр», в том числе и черные, но преобладают все-таки зеленые для новичков и синие для любителей.

Кроме того, капризная погода столичного региона часто сказывается на качестве снежного покрова, который порой скован коркой льда. Что, однако, никак не отражается на численности посетителей. Многие родители, мечтающие поставить своих чад на лыжи, предпочитают начинать их обучение в подмосковных школах, прежде чем вывозить за границу. И на это есть как минимум две причины: несложные трассы и, естественно, русскоговорящие инструкторы.

Также курорты Москвы и Подмосковья идеальны для любителей активного отдыха, для тех, кто хочет опробовать новое снаряжение или просто не потерять форму перед или после поездки на более серьезные трассы.

Большинство подмосковных горнолыжных клубов открыто с утра до ночи, как и пункты проката, которые выдают полный комплект снаряжения в среднем за 700–1000 рублей в час под залог его стоимости или удостоверения личности. Что касается стоимости подъема, то, в зависимости от клуба, она может варьироваться от 30–250 рублей в будни до 85–400 рублей – в выходные. Услуги инструкторов, готовых заниматься как с группами, так и индивидуально, в среднем обойдутся в 700–1,5 тыс. рублей с человека.

Седой Кавказ

На Кавказе у горнолыжников есть выбор между курортами Приэльбрусья и Домбаем. Сюда можно добраться как самолетом до Минеральных Вод, а затем несколько часов автобусом или на такси, так и поездом, который подбирается к горам поближе.

Домбай отлично подходит как для неопытных лыжников, благодаря огромному количеству несложных трасс и целой армии инструкторов, так и для профессионалов и любителей фрирайда. Перепад высот тут достигает 500 метров, да и на протяженность трасс жаловаться не приходится. Разумеется, зоны катания поделены на уровни сложности, так что каждый найдет для себя подходящий вариант.

Внетрассовое катание возможно в лесу. Снежный покров нареканий обычно не вызывает, чего нельзя сказать об уровне сервиса. Разумеется, непритязательные лыжники, приехавшие сюда исключительно из-за спортивного интереса, вряд ли будут заострять на этом внимание. А вот те, кто успел вкусить комфорт европейских курортов, могут быть сильно разочарованы. Впрочем, так или иначе, необходимая инфраструктура тут все же имеется. Гостиничные номера стоят от 1,5 тыс. рублей, приблизительно во столько же обойдется день катания на хорошо оборудованных трассах. За подъем по не очень современным канатным дорогам возьмут 200–400 рублей, услуги инструктора потребуют еще тысячи рублей в час. Кроме того, тут нет проблем с прокатом, причем за довольно разумную цену.

Сезон в Домбае открывается в декабре и заканчивается в апреле, причем в это время здесь не бывает экстремально низких температур: минус 7–8 градусов – уже предел.

Под Приэльбрусьем подразумевается катание на Чегете с декабря по апрель и на Эльбрусе, где это можно делать круглый год.

Чегет – рай для экстремалов. Тут насчитывается порядка 15 очень крутых и довольно протяженных трасс с перепадом высот, достигающим 1000 метров. Эльбрус в этом смысле более «универсален»: спуски здесь, может, и не такие захватывающие, зато довольно длинные.

Необходимость привыкать к высоте и повышенная вероятность схода лавин – основные недостатки курортов Приэльбрусья. Поэтому без подготовки не стоит преувеличивать возможности своего организма и подвергаться сильным нагрузкам. Также необходимо постоянно помнить о собственной безопасности, особо не отклоняясь от обозначенных на карте маршрутов, и иметь при себе лавинное снаряжение.

Стоимость пребывания и катания здесь благодаря более современной инфраструктуре несколько выше, чем на Домбае. К примеру, гостиничные номера стоят от 2–2,5 тыс. рублей за сутки. Ски-пасс – минимум 800 рублей в день, максимум – 1,5 тысячи.

Уральская гряда

На Урале лыжников ждут на двух основных курортах. Первый расположен в Республике Башкортостан, куда также можно доехать и поездом, и самолетом. По сравнению с Кавказом сезон здесь более продолжительный: с ноября по май. Что же касается трасс, то экстремалам тут делать нечего: максимальный перепад высот достигает всего 300 метров. А вот новичкам и спортсменам с детьми – самое то: как с точки зрения умеренной сложности катания, так и с точки зрения развитой инфраструктуры с неплохим набором развлечений.

Трасс тут насчитывается целых 15, а вот подъемников отчаянно не хватает. Кроме того, цены здесь заметно выше, чем на Кавказе: самый дешевый номер обойдется в 1,5 тыс. рублей, а в среднем придется выложить 2, а то и 3 тысячи за сутки. Что же касается проката и ски-пасса, то их стоимость практически аналогична той, что актуальна для Приэльбрусья.

Второй уральский курорт расположен в Челябинской области. Сезон здесь стандартный: с декабря по апрель, а трассы, скорее, подойдут для опытных лыжников, если учесть, что перепад высот составляет порядка 400 метров. Впрочем, здесь, как и везде, учебные трассы также присутствуют, но, видимо, как дополнение к «основному блюду». А таковым считается катание, так что ни о каких дополнительных развлечениях речь не идет. Поэтому в случае непогоды заезжим лыжникам заняться решительно нечем.

Стоимость проживания на курорте обойдется в среднем в 1,5 тыс. рублей в квартире или гостинице на выбор. Компании из 5–6 человек предпочитают снимать коттеджи. А вот стоимость проката может удивить, причем довольно неприятно: самый демократичный вариант потянет на тысячу рублей в день, а более продвинутая модель снаряжения стоит целых две тысячи.

Снега Сибири

В Сибири находятся сразу три горнолыжных курорта, заслуживающих внимания. К примеру, в Кемеровской области с ноября по май по 15 трассам рассекают как новички, так и профессионалы. И хотя горы здесь крутые, с перепадом высот практически в 700 метров, они достаточно длинные и ровные. Плюс этого курорта в том, что он дает большие возможности для безопасного внетрассового катания: лавины здесь исключены. Большинство же спусков предназначены для довольно опытных спортсменов: трассы в основном красные и черные. Впрочем, здесь же оборудована специальная зона с пунктами проката и инструкторами, так что начинающим покорителям горных вершин тоже будет чем заняться.

Кстати, цены здесь довольно умеренные, и это касается как проката и занятий с инструктором (до 1 тыс. рублей), так и ски-пасса: максимум 1 тыс. рублей. А вот стоимость проживания несколько выше средней. Если речь идет о гостинице, то это минимум 2,5 тысячи рублей, зато квартиру можно снять за 1,5 тысячи.

Многофункциональный курорт, где можно не только покататься, но и подлечиться, расположен в Алтайском крае. По уровню сложности его можно отнести к золотой середине: одна из трасс будет интересна бывалым спортсменам, здесь перепад высот составляет порядка 500 метров, а остальные подойдут новичкам и любителям. Кроме того, здесь довольно комфортно чувствуют себя и сноубордисты, для которых выделен специальный спуск.

Однако основная направленность курорта все же оздоровительный отдых, так что заядлые лыжники, стремящиеся не просто покататься в свое удовольствие, но и испытать свои силы на склоне, здесь редкость. А вот для семейного отдыха это место подходит лучше всего еще и благодаря развитой инфраструктуре и близости к таким крупным городам, как Новосибирск и Барнаул.

Еще одно преимущество этого курорта – довольно низкие цены. И действительно, прокат за 500 рублей – сегодня редкость. То же касается и гостиниц: благодаря тому, что здесь их очень много, стоимость проживания стартует с отметки чуть ли не в тысячу рублей. В частном секторе есть возможность поселиться за еще более скромную плату.

И, наконец, самый доступный с транспортной точки зрения курорт находится в Красноярске, где кататься можно с ноября по апрель. Местные 14 трасс сертифицированы для проведения соревнований, так что в их качестве сомневаться не приходится. Причем тут можно найти любой уровень сложности. Для профессионалов оборудованы черные трассы, а новички могут начать с учебного склона и плавно переместиться на более продвинутые, но безопасные склоны.

Катание – это не единственное развлечение, которое предлагается посетителям этого курорта. Здесь находится огромный развлекательный центр со знаменитой рельсовой дорогой для саней.

Впрочем, без недостатков все же не обошлось. Общее время катания здесь ограничено четырьмя часами, а стоят они как полноценный день где-нибудь на Кавказе. Кроме того, трассы экспертного уровня, да и обычные склоны, часто забиты спортсменами, поэтому значительную часть драгоценного времени приходится проводить в очередях.

А вот стоимость проката и занятий с инструктором тут вполне вменяемая, да и про жилье волноваться не придется: если гостиницы покажутся дорогими, на выручку придет частный сектор.

"