Posted 23 января 2012,, 20:00

Published 23 января 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:54

Updated 8 марта, 05:54

Люди второго сорта?

Люди второго сорта?

23 января 2012, 20:00
Вернувшись из Италии, выжившие при крушении лайнера Costa Concordia россияне заявили, что наши дипломаты никакой помощи им не оказали. Пострадавшие жаловались на нерасторопность работников консульства, которая особенно контрастировала с отлаженной работой дипломатов из других стран. Даже временные документы россиянам в

Всю основную помощь пострадавшим предоставили итальянские спецслужбы и спасатели, настаивают россияне с затонувшего круизного лайнера Costa Concordia. «Российские дипломаты появились лишь тогда, когда их помощь уже не требовалась, – заявил «НИ» выживший в кораблекрушении житель Санкт-Петербурга Сергей Алфимов. – По сравнению с нашим консульством представительства других государств работали значительно быстрее. Наши дипломаты узнали о крушении лайнера только в 12 часов дня, после чего они еще в течение пяти часов до нас добирались, хотя доехать можно было и за два». «Мы спаслись, но потом почувствовали себя людьми второго сорта, – описывает те драматические события в своем блоге Екатерина Гордеева. – Там были люди из совсем богом забытых стран и их правительства так обрадовались, что они спаслись, что послали за ними самолеты, их встречали, как героев, немедленно доставили на родину, а мы оказались никому не нужны».

Нерасторопность российского консульства отметили не только наши туристы, но и граждане соседних государств. «После крушения питерские ребята, которые спасались с корабля вместе с нами, сразу же нашли телефоны своего посольства в Интернете и позвонили. Надо обязательно отметить, что ни один телефон не отвечал, – рассказывает «НИ» житель Ялты Александр Борисов. – А когда они дозвонились до них и спросили, что они сделали для их спасения за прошедшие 16 часов, им ответили: мы подготовили пресс-релиз. Они начали кричать: мы с детьми, мы мокрые, без вещей, а вы пресс-релизы составляете? Мы записываем наш разговор, и у вас головы полетят! Потом приехал их посол, молодой парень с кислым лицом. Толком ни с кем не поздоровался, ни врача, ни еды не предложил. Ну не по-человечески как-то!»

«Мы делили одно печенье»

Спасенные, но совершено измотанные, туристы, прибыв в посольство, больше всего негодовали на бюрократизм и отсутствие элементарных удобств. «Мы заполняли бесконечное количество бумаг, а для оформления справок от нас требовали сделать фотографию за пять евро в автомате. Мы сказали, что у нас таких средств нет, и дипломаты нашли для нас деньги. Но я видел, что большинство туристов сами оплачивали себе фотографии», – утверждает Сергей Алфимов. Однако в департаменте информации и печати МИД России «НИ» сообщили, что оформление свидетельств на возвращение – бесплатная услуга, плата за нее сотрудниками консульских представительств РФ не взимается.

«Всего в консульском отделе было оформлено 84 свидетельства о возвращении, кроме того, 10 детей были вписаны в свидетельства своих родителей, – говорит «НИ» советник посольства РФ в Италии, заведующий консульством в Риме Сергей Патронов. – Абсолютно все свидетельства оформлялись без взимания консульских сборов. Однако для оформления документа необходимы две фотографии. В первое время мы отдавали свои деньги для того, чтобы туристы смогли сфотографироваться в итальянских автоматах. Когда у нас закончились монеты (а автомат принимает только монеты), мы направили нашего бухгалтера в банк, откуда он через некоторое время привез нам мелочь».

Также туристы жаловались, что в консульстве не было еды. «Мы делили одно печенье на несколько детей», – пишет пострадавшая в Сети. «Из еды в консульстве я видел только воду, – подтверждает «НИ» Сергей Алфимов. – Там, конечно, были автоматы с чаем, кофе и конфетами, но ни у кого не было денег, чтобы покупать в них что-либо». Несмотря на трудности, потерпевшие не склонны винить во всех невзгодах сотрудников консульства. «Основная проблема не в самих сотрудниках консульства, а в тех должностных инструкциях, исходя из которых они действуют», – резюмировал г-н Алфимов.

Сработали образцово

Такая черствость и нерасторопность российского консульства особенно контрастируют с отлаженной работой дипломатов из других стран. Даже ближайшие соседи России – украинцы – выдали 37 своим туристам все документы в первый день после катастрофы. На борту злополучного лайнера Costa Concordia находились лишь пятеро шведских туристов, все они не пострадали и ни в чем не нуждаются. Сотрудники МИДа в первые же часы после аварии разыскали четверых соотечественников, предложив им помощь из Стокгольма, но те ответили отказом. Два дня потребовалось на розыск пятой шведки, постоянно проживающей в Канаде, но и она оказалась в добром здравии и от услуг дипломатов отказалась. Можно, конечно, сказать, что шведов и украинцев на лайнере было значительно меньше, чем русских, и поэтому нашим помощь оказали медленнее. Но немецкое консульство тоже сработало быстро и слаженно, хотя на борту Costa Concordia было почти 600 граждан Германии.

Сотрудниками немецкого дипломатического ведомства молниеносно был создан специальный кризисный штаб МИДа Германии. Он и по сей день работает в усиленном режиме и в тесном контакте с посольством Германии в Риме, итальянскими властями и фирмой-владельцем круизного лайнера. Дипломаты тут же взяли под свою опеку каждого гражданина Германии из числа пассажиров злополучного рейса, кто нуждался в отправке на родину, медицинской и психологической помощи. Причем помощь эта осуществляется в круглосуточном режиме. К примеру, супружеская пара Вальтраут и Герман Беккер сделала себе рождественский подарок – это был первый круиз в их жизни. Беккерам посчастливилось относительно быстро попасть на шлюпку. Потом была ночь в холодном спортзале школы, где они укрывались какой-то тонкой скатертью. Но на утро их доставили в немецкое посольство в Риме и на этом их «приключение» закончилось. На следующий день они уже были у себя дома в маленьком городке Эльза-Брэндстрем.

«Нельзя постоянно сравнивать. Вполне нормально, что консульства разных стран имеют разные возможности для работы», – комментирует ситуацию «НИ» исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. – Необходимо учитывать, что оценки работы консульства туристами сугубо субъективные». В разговоре с «НИ» Майя Ломидзе отметила, что традиционно консульства РФ никогда не вызывали у наших сограждан восторга, но на этот раз по всем объективным показателям они сработали «на уровне». Глава МИД России Сергей Лавров также не согласен с критикой, прозвучавшей в адрес сотрудников посольства России в Италии, и считает действия дипломатов в ситуации с крушением круизного лайнера образцовыми.

«Команды спасать сверху не поступало»

Возможно, с точки зрения должностных инструкций действия дипломатов действительно были образцово-показательными, но с общечеловеческой точки зрения понять претензии наших туристов можно. Тем более что они чувствуют себя менее защищенными за границей по сравнению с гражданами других государств уже не в первый раз. Буквально в прошедшие новогодние праздники наши туристы, отдыхавшие в Целль-ам-Зее и на других курортах в тирольских Альпах, оказались заблокированными на курорте в результате схода снежной лавины. Попав в снежный плен, они спасались, как могли. В экстренной ситуации ни представители турфирмы «DSBW-тур», ни консульство посодействовать им в перенесении рейса самолета или в доставке в аэропорт не смогли. В итоге на помощь русским туристам пришли европейские аэропорты и авиакомпании. Они предоставили пострадавшим пассажирам прямые билеты до Москвы, а также бесплатную еду и напитки.

Наши соотечественники, оказавшиеся в центре стихийного бедствия в Японии в марте прошлого года, тоже были возмущены бездействием посольства России. Прилетев из Страны восходящего солнца, россиянка Елена Шубко рассказала «НИ», что в возникшем из-за серии страшных землетрясений и цунами хаосе они давали о себе знать в посольство РФ. Но, по словам потерпевшей, все просьбы их были проигнорированы, так как «команды спасать сверху не поступало». В итоге домой их вывезла японская сторона.

Заветной «команды сверху» ждало российское посольство и во время революционных волнений в Египте. Беспорядки начались 25 января 2011 года. По состоянию на 31 января власти Китая, Индии, Греции, Турции, Эстонии, Японии и Азербайджана уже приняли решение об эвакуации граждан из Египта, а Госдепартамент США дал распоряжение покидать зону конфликта не только отдыхающим, но и женам и детям дипломатов. В это же время наша дипмиссия ждала распоряжения о начале эвакуации у российского МИДа, несмотря на то что все необходимые документы ими были уже подготовлены. После того как решение о помощи в эвакуации было принято, туристов начали вывозить из Египта в «ультимативном порядке». В офисах туристических компаний Хургады и Шарм-эль-Шейха начались нешуточные бои с теми, кто не желал досрочно покидать отдых. Люди требовали либо отсрочек, либо бумаг, которые бы подтверждали их право на компенсации, либо документов, доказывающих, что срочная эвакуация – решение государственных структур, а не частная инициатива туристических компаний. Но в получении каких бы то ни было документов им отказали. А значит, вернуть деньги за испорченный отдых туристы так и не могли. В случае отказа от досрочного вылета с них требовали расписки, что претензий к туристической компании они не имеют, а выбираться из страны будут самостоятельно. Все были вынуждены улететь, так как оставаться в чужой стране без помощи никто не хотел.

Таков закон

Эксперты подтверждают, что большинство жалоб у туристов к российским консульствам возникают на так называемых «массовых направлениях» – в Турции и Египте. «Наплыв отдыхающих в этих странах очень большой, а дипломатов сравнительно немного. Потому консульство не всегда в состоянии решить проблемы всех нуждающихся, – говорит «НИ» юрист Клуба защиты прав туристов Федор Коробков. – Но часто туристы обращаются к дипломатам не по делу. Например, жалуются, что турфирма их поселила не в тот отель. Эти проблемы никак не относятся к консулу, а туристы обижаются и говорят, что им не помогли».

По словам юриста, с недовольством работой наших представительств в Европе они встретились в этом году впервые. Возникшие «трения» в общении консульства РФ в Италии со спасенными туристами с потонувшего лайнера можно объяснить расхождениями в ожиданиях. «По закону консульство не обязано обеспечивать пострадавших туристов деньгами, едой или одеждой. Оно лишь должно содействовать в оформлении документов, следить, чтобы не нарушались права наших граждан. Тем более что у дипломатов нет какой-то суммы для материальной помощи пострадавшим. Они сначала должны сообщить об инциденте в Россию и согласовать расходы», – говорит г-н Коробков. Также эксперт отметил, что материальная помощь оказывается только в «исключительных случаях», когда дальнейшее пребывание в стране представляет угрозу для жизни. Причем оценить возникшую опасность дипломаты не могут, такие полномочия есть только у Ростуризма.

"