Posted 23 января 2008,, 21:00

Published 23 января 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:16

Updated 8 марта, 08:16

Уголовные дела не горят

Уголовные дела не горят

23 января 2008, 21:00
Вчера в Ивановской области сотрудники местного УВД устраивались на новых местах после произошедшего накануне пожара. Ивановским правоохранителям повезло: документы, уголовные дела и секретные материалы в сейфах сохранились, лишь немного промокли при тушении огня. Иначе пришлось бы собирать доказательства с нуля, продле

Ивановские правоохранители вздыхают с облегчением – оказалось, уголовные дела не горят и не тонут, железная броня сейфов спасла многотомные труды сотрудников УВД. «Если бы они сгорели, была бы большая неприятность, – заявил «Новым Известиям» руководитель пресс-центра МВД РФ Олег Ельников. – Пришлось бы все восстанавливать, это заняло бы много времени».

Как никто другой ивановских сотрудников УВД понимают наркоборцы из Ростова, у которых в ноябре прошлого года тоже сгорело здание управления, но документы уцелели. «Помогли сейфы, к счастью, огонь оказался слабее железа, – рассказал «НИ» пресс-секретарь управления ФСКН России по Ростовской области Владимир Николаев. – Правда, при тушении вода размыла некоторые листы в уголовных делах. Но это ерунда по сравнению с той катастрофой, которая случилась бы, если бы все сгорело».

Правоохранители утверждают, что восстанавливать уголовное дело – все равно, что начинать расследование сначала. Это означает, что надо вызывать тех же свидетелей, писать запросы и проводить экспертизы и при этом ходатайствовать о продлении сроков содержания обвиняемого под стражей. «Если такое случается, то человека могут продержать в СИЗО сколько угодно, – сообщил «НИ» исполнительный секретарь движения «За права человека» Лев Пономарев. – Это расценивается как новое обстоятельство, возникшее в деле. Все это, безусловно, нарушения прав, хотя, занимаясь восстановлением уголовного дела, человека можно держать под стражей сколько угодно».

Но чаще всего исчезновение уголовного дела даже на руку некоторым обвиняемым, ведь вместе с делом теряются и важные доказательства, которые порой и вовсе не восстановишь. «Невозможно вновь составить протокол с места происшествия, – заявил «НИ» адвокат Петр Домбровицкий. – А это влияет на все расследование. В дело почти всегда вкладывают подлинники расписок или накладных, их ведь тоже не восстановишь. А это между тем важное доказательство. Поэтому многие обвиняемые, как только следователь отвернется, пытаются уничтожить собранные материалы».

В ноябре прошлого года такое случилось в одном из столичных РОВД с 22-летним обвиняемым. Ему грозило до восьми лет лишения свободы за разбойное нападение. Следователь предложил обвиняемому расписаться в протоколе допроса и в это время отвернулся к окну. Молодой хулиган, недолго думая, вырвал и съел несколько листов из своего уголовного дела. «А наказали за невнимательность выговором именно следователя, – продолжает Петр Домбровицкий. – Следователь так и не смог вклеить новый протокол вместо съеденного. Впрочем, на судебное решение это не повлияло, и молодого человека все равно признали виновным».

Тем не менее доказательства некоторых эпизодов преступления, которые иногда расследуются в течение нескольких месяцев, сложно собрать заново. Впоследствии на суде это влияет на исход дела. «Дело могут вернуть на доследование, – рассказал «НИ» начальник управления контроля и методического обеспечения расследования особо опасных преступлений Следственного комитета МВД Сергей Манаков. – Иногда те эпизоды, на которые собрать доказательства повторно уже невозможно, приходится просто исключать из материалов дела. В Процессуальном кодексе вообще не прописано, что нужно делать в случае утраты того или иного дела. Но самые сложные уголовные дела копируются, и эти копии хранятся в прокуратуре. Обиднее всего, когда дела не уничтожают обвиняемые, а они теряются сами».

Так, в июле позапрошлого года в департаменте уголовного розыска МВД РФ исчезли два сейфа с секретными оперативными документами. Как рассказал источник в ДепУРе, в нескольких кабинетах департамента, расположенных в здании МВД, шел ремонт, и сейфы из этих кабинетов выставили в коридор, где они простояли несколько недель. Никто на них не обращал внимания, а потом они исчезли. Оперативники даже предположить не могли, что сейфы могут вынести из здания. Позже выяснилось, что рабочие на время спустили сейфы во внутренний двор МВД, а потом, приняв эти документы по ошибке за списанные, отправили вместе с сейфами на пункт сбора металлолома. «Если бы документов не нашли, многих бы пересажали», – предположил Олег Ельников.

"