Posted 22 декабря 2008,, 21:00

Published 22 декабря 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 07:55

Updated 8 марта, 07:55

Пена дней

22 декабря 2008, 21:00
В канун Рождества корреспондент «НИ» навестил маленький немецкий городок Эрдинг, находящийся в пригороде Мюнхена. Это местечко могло бы и затеряться на карте Германии, если бы не тот факт, что именно здесь уже на протяжении почти полутора веков базируется одна из самых крупных пивоваренных компаний в Европе – Erdinger

В эти дни католический мир ждет наступления Рождества. Предрождественское время у католиков называется Адвентом (от латинского adventus – пришествие). Он включает в себя четыре воскресенья. В Германии когда-то возникла своя, специфическая традиция ожидания Рождества – здесь принято делать из еловых ветвей, скрепленных проволокой в круг, Венок Адвента, устанавливать на нем четыре красных свечи и каждое воскресенье зажигать по одной из них. В это воскресенье во многих немецких домах в праздничных Венках загорелись последние свечи, возвещая скорое наступление торжества.

Блюда, которые непременно появляются в Рождество на праздничных столах, в странах Европы различны. В Баварии встреча Рождества невозможна без жареного с морковью и луком гуся, начиненного яблоками. Пить же в этот день немцы предпочитают игристое вино или глинтвейн. Но в городке Эрдинг, который всего-то насчитывает 35 тыс. жителей, есть свой «родной» напиток, который люди обожают и в праздники, и в будни. Это пиво Erdinger, ставшее известным по всему миру.

Можно сказать, что пивоварня Erdinger Weissbrau для Эрдинга – своего рода градообразующее предприятие. Она появилась еще в 1886 году, однако официальным годом основания компании считается 1935-й, когда ее приобрел Франц Бромбах. В 1949 году он дал предприятию имя Erdinger Weissbrau, которое оно носит и по сей день. Так уж сложилось, что бизнес в Германии по большей части семейный. В 1965 году к работе в компании приступил сын Франца Бромбаха Вернер, дипломированный пивовар и экономист. После смерти отца именно он стал управляющим в компании и остается главным регулировщиком «пенных потоков» до сих пор. Отметим, что если в середине 1930-х годов ежегодный объем производства пива Erdinger составлял 2,5 тыс. гектолитров, то сегодня достигнута цифра в 1,5 млн. гектолитров в год.

У входа на пивоварню Вернера Бромбаха красуется табличка с надписью: «Бог, дай нам счастья и благословения здесь». Это воззвание к Всевышнему связано с переездом предприятия из центра Эрдинга на его окраину в 1983 году. Впрочем, похоже, что одновременно владелец компании всегда руководствовался и другим принципом – «На Бога надейся, а сам не плошай». Как бы то ни было, но все помещения современной пивоварни Erdinger, по которым г-н Бромбах согласился провести нас, были построены за каких-то 14 месяцев. «Здесь еще плитка не лежала, а пиво уже текло», – шутит управляющий.

Успех семейного дела Бромбахов связан не только с огромным объемом производства, хотя благодаря строительству нового пивоваренного завода мощностью 50 тыс. гектолитров компания укрепила свои позиции на международной арене. Главный «секрет фирмы» в том, что если другие пивоварни используют для пива обычную воду, то Erdinger Weissbrau имеет артезианский источник. Эксклюзивное право на обладание им Вернеру Бромбаху дало государство. Таким образом, в отличие от конкурентов, г-ну Бромбаху не нужно заниматься очисткой воды для пивоварения. Губит других не пиво, губит других вода.

Старейший в Германии закон, регулирующий производство пищевых продуктов, – «Закон о чистоте пива 1516 года». Согласно ему, пиво Erdinger имеет только четыре неизменных компонента. Это вода, хмель, солод и дрожжи. Закон накладывает на немецких пивоваров и другое ограничение – содержание пшеничного солода в напитке должно быть не менее 50%. Что же касается хмеля, то пивовары из компании Erdinger используют только так называемый ароматный хмель, хотя он вчетверо дороже горького. Конкуренты же добавляют в напиток горький хмель и только в самом конце процесса производства – немного ароматного. В Erdinger Weissbrau назвали бы такое пиво «бездушным», ведь именно хмель именуется в профессиональной среде «душой» пива.

Компания Erdinger применяет уникальную технику пивоварения – технологию двухэтапной ферментации: сначала пиво выдерживается в специальных танках, а затем дображивает в бутылках. Вообще-то, это особенность изготовления шампанских вин. Любой сколько-нибудь серьезный пивовар скажет вам, что производственный процесс лишь тогда устроен эффективно, когда занимает как можно меньше пространства. Но в компании Erdinger знают, на чем стоит экономить, а на чем нет. Танки для варения пива здесь специально положены горизонтально, а не установлены вертикально, как у конкурентов. Делается это хоть и в ущерб принципу экономии места, но так достигается более равномерный процесс брожения. Так танки сложнее чистить, но зато ценителям пенного напитка гарантировано лучшее качество любимого пива.

И потребители, кстати, отвечают пивоварам взаимностью. Официальный фан-клуб пива Erdinger сегодня насчитывает около 70 тыс. членов. В прошлом году одна из групп поклонников преподнесла компании подарок – рукотворный глобус диаметром пару метров, сделанный из крышек от бутылок безалкогольного пива Erdinger и красующийся в одном из помещений пивоварни.

А вращается этот «пивной» глобус благодаря добросовестности, трудолюбию и верности сотрудников Erdinger Weissbrau своей компании. На пивоварне есть своего рода доска, а вернее сказать – стена почета, на которой развешаны именные пивные крышки с изображением пивоваров-старожилов. Наиболее преданные работники разделены на шесть категорий – в зависимости от того, сколько лет жизни они отдали варению пива Erdinger. На каждой крышке указан год начала работы сотрудника на предприятии. Первая группа включает тех, кто отслужил в Erdinger Weissbrau от 10 до 14 лет, вторая – от 15 до 19, третья – до 24, четвертая – до 29, пятая – до 39 и, наконец, шестая – свыше 40 лет. В последней четверке репортер «НИ» без труда отыскал и знакомое лицо владельца пивоварни Вернера Бромбаха. Его стаж работы здесь составляет 43 года.

Находясь на пивоварне, корреспондент «НИ» узнал, почему в городке Эрдинг, в отличие от Москвы, невероятно чисто на улицах и нигде не разбросаны пивные бутылки. Дело в том, что при покупке каждой бутылки пива Erdinger в палатке или магазинчике человек оставляет 50 евроцентов в качестве залога, обязуясь тем самым принести стеклотару обратно продавцам. Эта сумма заведомо превосходит стоимость тары. Мусорить, таким образом, оказывается, экономически невыгодно. А профессия «батл-хантеров» (собирателей бутылок с целью их сдачи в приемный пункт. – «НИ») просто отпадает за ненадобностью.

Erdinger уже стал титульным спонсором проходящего сейчас мирового кубка по биатлону. Скоро любой россиянин сможет встретиться с г-ном Бромбахом на одном из ключевых этапов этих соревнований – в Ханты-Мансийске. И, возможно, даже пропустить с ним по кружечке пива Erdinger.

Во время своего сентябрьского визита в Россию Вернер Бромбах озвучил довольно амбициозные планы – к 2011 году удвоить поставки своего пива в нашу страну. Компания Erdinger Weissbrau появилась на российском рынке в 2004-м. «НИ» поинтересовались, внесет ли какие-то коррективы в эти проекты финансовый кризис. «Мы оптимисты, – заявил г-н Бромбах. – Кризис замедлит темпы нашего внедрения на ваш рынок. Но в целом мы надеемся, что ничего не изменится». Что ж, остается лишь пожелать этому смелому человеку удачи. Похоже, что порой наша известная поговорка ошибочна – кто рискует, тот не пьет шампанского. Во всяком случае, ответ главы компании Erdinger на вопрос: «Каков ваш любимый напиток» был лаконичен и не поразил своей неожиданностью: «Пиво».

"