Posted 22 декабря 2004,, 21:00

Published 22 декабря 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:36

Updated 8 марта, 09:36

Чтобы не болела голова...

Чтобы не болела голова...

22 декабря 2004, 21:00
Каверзный вопрос Воланда одному из своих социалистических собеседников насчет того, вино какой страны он предпочитает в это время суток, в наши дни можно считать хрестоматийным. По полкам винных магазинов в последние годы впору изучать географию мира – так что, если вы захотите, к примеру, на Новый год совершить кругос

Начать, понятное дело, лучше всего с шампанского. Если вы остановите свой выбор на том, которое называют «Советским», не забудьте, чокаясь, мысленно попрощаться с этим напитком. Вслед за армянскими коньяками (которые, впрочем, не стали хуже от того, что вот уже несколько лет называются бренди) оно в ближайшие годы тоже лишится импортного названия. Это вовсе не значит, что наш национальный новогодний напиток исчезнет: просто он станет «игристым» – французские производители из провинции Шампань блюдут марку, а Россия, не к новогоднему столу будет помянуто, готовится вступить в ВТО со всеми вытекающими последствиями. Если же ваш выбор падет все же на оригинальный продукт из Франции, то, чокаясь, рекомендуем вам помянуть его изобретателя – бенедиктинского монаха Дома Периньона, который изобрел его под Новый год триста с лишним лет назад. Отдельно можно помянуть пробку, которая, собственно, и является главным изобретением славного бенедиктинца – без нее французское шампанское не бродило бы второй раз в бутылке, что и обеспечивает его неповторимое качество.

Что касается, собственно, вин, то, как показывает статистика, Россия стоит на пороге революции: объемы его потребления у нас растут, но в целом разбираемся мы в нем не очень. По опросу, проведенному французской газетой «Либерасьон» среди экспертов разных стран мира, первое место на российском рынке по-прежнему занимают молдавские вина (более 20%), что объясняется, скорее всего, ценой и силой привычки. На втором месте – французские – 12%. А быстрее всего растет доля испанских, чилийских и калифорнийских вин.

Схожая картина, между прочим, в США, Англии и Германии. Французские вина там тоже теснят вина Нового Света – Австралии, Новой Зеландии, Калифорнии, Аргентины, Чили. Причин тут много – от цены до простоты этикеток. С ценой все более или менее ясно (бренды всегда дороже), а вот про этикетки стоит сказать пару слов. Если свои вина французские производители маркируют надписями, разобраться в которых непосвященному – все равно, что расшифровать древнеегипетские иероглифы, то новые «винные страны» предпочитают лаконично указывать сорт винограда, из которого вино изготовлено, да название страны, где он вырос. Любопытно, что придумали эти упрощения французские виноделы: поняв, что реформа национальной системы маркировки вин займет годы, они отправились делать вино в страны с подходящими почвой и климатом – от Калифорнии до Индии и Китая – как говорится, с чистого листа.

Еще один фактор – веяние моды, которой винный рынок тоже подвержен, пусть и в меньшей степени, чем кинорынок или, скажем, рынок одежды. После десятилетия господства густых и выдержанных вин, свидетельствуют эксперты, в мире растет спрос на более легкие вина с фруктовым привкусом. Жан-Мишель Дюриво из Института дегустации города Тур (Франция) объясняет это тем, что мировой рынок понемногу начинает предъявлять к вину те же требования, что и к продуктам питания: от определенной марки ждут определенного, заданного качества.

«Хоронить» французское вино, конечно, рано, да и бессмысленно. Во-первых, «высокие вина» – как и любые произведения искусства – бессмертны, и в мире не изобретено еще ничего, что могло бы соперничать по качеству с Grand Cru из Бордо или из Бургундии. (Как шутят сами французы, «лучшие вина в мире – это Бордо, а лучшие вина Франции делают в Бургундии».) Во-вторых, массовое производство не заменит штучный товар. «На винной карте мира сейчас прокладывают скоростные магистрали, – объясняет этот процесс Франсуа де Линьри, известный винодел из Бордо, который успел поработать «на потоке» в Австралии, – но до тех пор, пока я могу свернуть на проселочную дорогу, меня это никоим образом не смущает».

Нам же, российским потребителям, от «винной революции», которая гуляет по миру сама по себе, скорее горячо, чем холодно. Мы – перспективный рынок, стало быть, за нас борются, и цены на благородный напиток рано или поздно пойдут вниз. К тому моменту, когда это, наконец, случится, было бы неплохо научиться без подсказок, самостоятельно отвечать на каверзный вопрос булгаковского Великого искусителя.

"