Posted 22 декабря 2004,, 21:00

Published 22 декабря 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:36

Updated 8 марта, 09:36

Подарочное сумасшествие

Подарочное сумасшествие

22 декабря 2004, 21:00
Статистика знает все. По данным Международной ассоциации розничной торговли, самым популярным новогодним подарком в мире является одежда. На втором месте стоят игрушки, следом идут книги и компакт-диски. Завершает список бытовая техника и домашняя утварь. Но Россия, как известно, не весь мир. А россияне – публика требо

Сегодня московские магазины напоминают одну гигантскую птицеферму. Сомнений быть не может – самым популярным подарком на Новый, 2005 год будет петух. Петух – он же символ, и без него нельзя – за это отдельное спасибо астрологам. Птичку можно купить за 5 рублей, а можно и за 10 тысяч. «Цыпы» продаются в ювелирных магазинах и в переходах. От петушиного разнообразия пестрит в глазах, и можно сказать смело – новогодних петухов хватит на всех. Сначала они займут свое законное место под нашими елками, потом переместятся на книжные полки и будут радовать глаз и собирать пыль. Потом, спустя год, вы будете мучительно думать, куда бы засунуть истрепавшуюся птичку, чтобы она не очень «отсвечивала». Кто-то прячет устаревшие символы на антресоли, кто-то отдает на «растерзание» детям, а кто-то из невпечатлительных даже выбрасывает их на помойку. Так было в прошлом году с обезьянами, а в позапрошлом – с козами. Производство символов наступающего нового года давно превратилось в столице в настоящий бизнес. В Москве в преддверии праздника появляются фирмы-однодневки, которые специализируются на том, что штампуют символы пачками.

«По профессии я программист и работаю в одной крупной столичной фирме, но перед Новым годом обязательно беру отпуск и занимаюсь реализацией новогодних сувениров, – рассказал «НИ» Сергей Плотников, который разместил в Интернете объявление: «Гипсовые петухи любой конфигурации оптом и в розницу». – Жена у меня в юности училась в художественной школе и знает навыки производства гипсовых изделий. Она домохозяйка и еще задолго до начала рождественских распродаж лепит животных, которые будут популярны перед Новым годом. Дело это очень выгодное. В прошлом году у нас очень хорошо раскупались брелки-обезьяны. А на деньги, заработанные нами на позапрошлогодних козах-копилках, мы даже поменяли машину».

Активность покупательских масс в столичных магазинах вокруг петушиных «развалов» свидетельствует, что «переплюнуть» петуха по популярности среди новогодних сувениров не сможет ни одна другая вещица. Правда, продавцы магазинов канцелярских принадлежностей уверяют, что единственный достойный конкурент петуху – это… органайзер. «Органайзеры сметаются с полок с такой же скоростью, как елочные украшения, – говорит продавщица книжного супермаркета Ирина Волкова. – Любые: от 50 рублей до 50 долларов за штуку. Казалось бы: чего в них хорошего? Вещица скучная, но вот идет на «ура».

Подразумевается, что в органайзер порядочный человек каждый день будет записывать все свои дела. По дому: купить картошку, морковку. Рабочие: позвонить, купить, продать, встретиться. А также личные: влюбиться, развестись, поставить в угол сына. Но не в этом заключается истинная ценность ежедневника. Однажды на Новый год от коллег по работе я получила целых четыре органайзера. Сначала я расстроилась и подумала, что это намек на мою плохую память и неорганизованность. Но когда подоспел очередной праздник – 23 февраля, я оценила главный «мистический» смысл этого подарка – его можно с успехом передарить.

К счастью, не все так запущено – и петухами, и органайзерами банальность москвичей в выборе новогодних подарков ограничивается. Побродив по магазинам, я убедилась, что основное требование, предъявляемое столичными покупателями к подарку, – это его необычность. Вместо популярной во всем мире одежды и традиционного парфюма москвичей притягивают всевозможные приколы, штучки и безделушки. Спрос, как водится, рождает предложение. Производители новогодних подарков стремятся перещеголять друг друга в бесполезности и необычности новогодних сувениров. Часто эти качества переплетаются, и получаются вещи, назначение которых весьма сомнительно.

Для дам, следящих за фигурой, – скакалки со счетчиком сжигаемых калорий. Для дам, следящих за мужьями, – электронные алкометры, безжалостно определяющие уровень алкоголя в крови. Подарок для всей семьи – деревянное сиденье для унитаза, разукрашенное под хохлому – рекламный слоган гласит: «Вы никогда не мечтали сходить в туалет по-царски?» Подарок для начальника – сувенирно-символический набор «Кнут и пряник».

«На Новый год хорошо раскупаются вещи с философским подтекстом, – говорит продавщица отдела праздничных товаров торгового центра «Таганский». – Например, часы обратного хода. Стрелки, двигаясь в обратную сторону, создают иллюзию обратного времени».

На прилавке другого магазинчика – маленькие деревянные фигурки. Это обереги «постучи по дереву». Вырезанный из березового полена персонаж представляет собой нечто среднее между Бармалеем и Буддой. Продавщица объясняет собравшимся вокруг витрины покупателям: «Кругом один пластик. В ответственную минуту под рукой может не оказаться ничего деревянного. Тут-то и поможет оберег! Его можно носить с собой в кармане и чувствовать себя более защищенным. Для водителей в продаже имеется автооберег «постучи по дереву», который крепится к торпеде поближе к водителю».

Из этой же серии вещица под названием «дартс – приниматель решений». Это гибрид американского дартса и русского авося. Принцип действия прост: надо бросить дротик, и он попадает в сектор, у которого есть значение: «уволься», «купи», «выпей кофе» или «оставь на потом».

Аншлаг у прилавка, где выставлена коллекция…рогаток. Продавец с удовольствием оттягивает резинку и заговорщицки шепчет покупательнице: «Ваш муж будет счастлив, как ребенок. Смотрите, какой эластичный шнур! В комплекте с рогаткой в качестве патронов прилагается пачка промокашек. Или, если он у вас много работает, возьмите антистресс «Грушу». Крепится к рабочему столу четырьмя присосками. Ударил по ней разок-другой, и нервного напряжения как не бывало!»

Москва, как известно, город желаний. Их исполняют целый ряд фирм, которые специализируются на подарках эксклюзивных.

«В качестве подарка мужчине мы предлагаем нашим клиентам участок земли на Луне или Марсе, – рассказали «НИ» в одном таком подарочном «бутике». – Все участки стандартные: 72 гектара по цене 3267 рублей. За эти деньги покупатель приобретает документ на владение собственностью и карту поверхности купленной территории. А женщинам мы рекомендуем преподнести в подарок живых бабочек. В комплекте 15 бабочек по цене 25 долларов за штуку. Они проживут в квартире около двух недель, ровно столько, сколько продлятся новогодние праздники, и будут кружиться вокруг елки».

Москва, как известно, город возможностей. Для их реализации на столичных прилавках масса вещей практичных. В прошлом году хитом предновогодних продаж в городе были мобильные телефоны. На этот раз в преддверии праздника прагматичных граждан потянуло в спортивные магазины. Тут они принялись с прошлогодним азартом скупать на сувениры… горнолыжное оборудование. Популярность горнолыжного снаряжения и обмундирования привела к тому, что цены на все эти «снасти» в Москве в этом сезоне резко подскочили. До такой степени, что подготовка к поездке в горы обойдется жителю столицы в два раза дороже, чем европейцу.

А вообще, как показывают практика и жизненный опыт, пройдет еще немного времени, и подарочно-закупочная истерия достигнет в столице пика. В канун Нового года, 31 декабря, с прилавков магазинов будет сметено все, что хоть отдаленно напомнит ошалевшим от предпраздничной суеты гражданам подарок.

"