Рус
Eng

Мне бы в небо

Мне бы в небо

Мне бы в небо

23 ноября 2012, 00:00
Общество
НАТАЛЬЯ БОЛОТОВА
Задержка рейса – обычное явление, особенно в крупных аэропортах в осенне-зимний период, когда погода преподносит нам свои сюрпризы, а из-за праздников количество вылетов резко увеличивается. Впрочем, пассажиров не волнует причина, по которой они вынуждены сидеть в аэропорту и ждать посадки, тем более что от них ничего

Права авиапассажиров в случае отмены рейса, задержки вылета или отказа в посадке на рейс регулируются российскими и международными правовыми документами в области воздушных перевозок, которых придерживается в своей работе большинство авиакомпаний. Представление о размерах денежной компенсации у нас и у иностранцев разное. Так, по правилам Европейского союза, денежная компенсация за отказ в перевозке может доходить до 600 евро, и в дополнение к этой сумме пассажир имеет право выбирать между возмещением стоимости билета и вылетом на другом рейсе.

По нашим же правилам за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения на территории России авиаперевозчик платит штраф в размере 25% от установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более 50% провозной платы. Если речь идет о зарубежных рейсах, то здесь авиакомпании несут ответственность в соответствии с конвенциями о международных воздушных перевозках, документами Международной организации гражданской авиации (ИКАО), положениями действующих договоров и соглашений нашей страны с иностранными партнерами. Вроде бы регулирующих документов много, но по сути ничего конкретного – обтекаемая формулировка дает возможность российским перевозчикам мягко лавировать между воздушными ямами противоречий с пассажирами, в которые они периодическим попадают.

Компенсация по-российски

За просрочку доставки пассажира, багажа или груза, выплаты денежных компенсаций и возврата сумм оплаты отечественные компании руководствуются Воздушным кодексом РФ, российскими и международными правовыми нормами в области гражданских воздушных перевозок, а также собственными правилами. На основании федеральных «Правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей», действующих с 20 октября 2007 года, разработан минимальный пакет бесплатных услуг для пассажиров задерживающихся/отмененных рейсов. Этот пакет включает четыре обязательных пункта:

– при ожидании отправления рейса более двух часов пассажиру предоставляется право на два бесплатных телефонных звонка или два бесплатных сообщения по факсу/электронной почте;

– при задержке вылета на два часа всем пассажирам предоставляются прохладительные напитки;

– при задержке вылета на четыре часа всем пассажирам предоставляется горячее питание – завтрак, обед или ужин, в зависимости от времен суток. Последующее питание предоставляется через каждые шесть часов задержки в дневное время и через каждые восемь часов в ночное время (соответственно – с 07.00 до 22.00 и с 22.00 до 07.00);

– при задержке вылета на шесть часов и более ночью и на восемь часов и более днем всем пассажирам предоставляется гостиница с питанием, транспорт до места размещения и обратно. Как правило, авиакомпания берет на себя и организацию хранения багажа пассажиров. «На последние три блага могут претендовать лишь зарегистрировавшиеся на рейс пассажиры или имеющие в билете статус «ОК» в случае задержки/отмены рейса, замены воздушного судна или других непредвиденных обстоятельств, – уточняет юрист туристической компании Анна Мякинина. –Некоторые авиакомпании, в частности низкотарифные, предлагают пассажирам при покупке билета еще купить дополнительную услугу, гарантирующую выплату денежной компенсации, которую человек получит в случае переноса времени вылета. Такая услуга может стоить 10 евро, а компенсация составит 100 евро».

Компенсация по-европейски

В 2005 году в странах-членах ЕС вступили в силу новые положения о правах авиапассажиров отмененных/задерживающихся рейсов, которые значительно расширили возможности граждан и ограничили авиаперевозчиков в их действиях. Одно из основных изменений состоит в том, что новые правила распространяются не только на регулярные рейсы, но и на нерегулярные – те самые чартеры, которые продаются в пакете с туристическими путевками и которые чаще всего задерживают.

Другой важный момент – распространение правил не только на пассажиров, вылетающих из аэропортов стран-участниц Евросоюза, но и на тех, кто вылетает рейсами европейских авиакомпаний из стран, не являющихся членами ЕС, в страны-члены ЕС, например, из России во Францию или Германию. То есть, если вы должны лететь рейсом немецкой Lufthansa в Мюнхен или французской Air France в Париж и ваш рейс надолго задерживается, вы имеете полное право на получение от авиаперевозчика денежной компенсации. И компенсации эти немаленькие.

За перелет до 1500 км пассажиру, которому было отказано в перевозке (при задержке), полагается выплата в размере 250 евро; за перелет внутри Евросоюза либо иной перелет в пределах от 1500 до 3500 км – 400 евро; во всех остальных случаях – 600 евро. И все это ни в коем случае не отменяет обязательных стандартов – права пассажира выбирать между возвратом стоимости билета и вылетом другим рейсом, права на получение напитков, питания и размещение в гостинице за счет провинившейся авиакомпании.

Если речь идет об отмене рейса по вине перевозчика, пассажир имеет право получить с него все то же самое, что и при задержке вылета, плюс возмещение убытков в случае, если отмена привела к задержке пассажира как минимум на пять часов. Обычно подается иск в суд, и как правило, европейские судьи выносят решение в пользу пассажира.

Застрять в аэропорту на неопределенное время можно по нескольким причинам: если рейс отменен, задержан или если случился овербукинг (т.е. когда билетов на рейс продано большему числу пассажиров, чем их реально может вместить самолет). При отмене рейса авиакомпания должна предоставить пассажиру выбор: возврат стоимости билета в течение семи дней (не путать с денежной компенсацией) или отправка в пункт назначения в любое удобное для него время. В последнем случае пассажир имеет право на предоставление ему бесплатного питания и напитков, размещение в отеле и трансфер, если ждать придется всю ночь, два бесплатных телефонных звонка, два факс-сообщения или письма по электронной почте. При задержке рейса денежная компенсация не выплачивается. По правилам ЕС, если рейс перенесен на следующий день, пассажиры имеют право на все те же бесплатные еду и напитки, сообщение близким или друзьям и размещение в отеле. Если при задержке рейса человек вообще отказывается от перевозки, он имеет право на возмещение стоимости билета. И наконец, в случае овербукинга авиакомпания сначала предлагает пассажирам добровольно отказаться от полета, при этом возвращение стоимости билета или перенаправление гарантированы. Если добровольцев не оказывается, авиаперевозчик имеет право сам снять кого-то с рейса, и тогда пострадавший пассажир может рассчитывать на денежную компенсацию. Компенсация неожиданно снятым пассажирам превышает обычную в два раза и выплачивается немедленно, что вполне логично.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter