Posted 22 ноября 2004,, 21:00

Published 22 ноября 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:34

Updated 8 марта, 09:34

Уходящая натура

Уходящая натура

22 ноября 2004, 21:00
В Южно-Сахалинске на днях прошел многотысячный митинг против передачи островов Курильской гряды Японии. Даже угроза отделения двух небольших кусочков земли от России вызвала гнев жителей региона. Между тем в ближайшие десятилетия может всерьез встать вопрос о территориальной принадлежности всего Дальнего Востока. Во вр

Истоки кризиса, по мнению ученых, следует искать в начале 90-х, когда из-за развала СССР нарушились экономические связи между регионами. Последовавшее за этим резкое повышение транспортных тарифов привело к тому, что Дальний Восток фактически оказался отрезанным от всей остальной страны. Ситуация несколько стабилизировалась после 1998 года. Резкое снижение курса рубля дало новый импульс экономике Дальнего Востока, но, к сожалению, не такой сильный, как регионам, имеющим нефть и газ. Экономический кризис продолжается и по сей день.

Тем не менее, на первый взгляд, ситуация на Дальнем Востоке достаточно стабильна, наметился даже небольшой экономический рост. Но впечатление это обманчиво. Валовый региональный продукт (ВРП) увеличивается, но медленнее, чем в других регионах Российской Федерации. Так, с 1998 года ВРП Дальнего Востока вырос на 128,8%, валовый же внутренний продукт (ВВП) России – на 136,4%.

Промышленность региона также развивается в 1,2 раза медленнее, чем промышленный комплекс страны в целом. Рывок 2000 года был обусловлен резким ростом машиностроения в Хабаровском крае и не нашел отклика в других районах Дальнего Востока. С 2001–2002 годов объем промышленного производства в этом регионе вообще сокращается. Одновременно уменьшается число рабочих мест, которых здесь изначально было немного.

Все это крайне негативно сказывается на уровне жизни населения. До 2000 года реальная заработная плата в регионе практически не увеличивалась. В последние годы наметилась небольшая подвижка к лучшему. Темпы роста реальной заработной платы на Дальнем Востоке стали даже выше, чем в среднем по стране. Среднедушевой доход в 2002 году на целых 5% превысил доход граждан Европейской России (4150 рублей на Дальнем Востоке против 3950 рублей в среднем по стране), вот только население этого не почувствовало. Даже официальная статистика признает, что цены в магазинах Дальнего Востока на треть выше, чем в Москве. По оценкам же Виктора Ишаева, величина прожиточного минимума на Дальнем Востоке на 40% выше, чем в Европейской России. Уровень цен не соответствует уровню зарплат, и население стремительно нищает. Уже сейчас бедных на Дальнем Востоке больше, чем где-либо в России.

Низкий уровень жизни стимулирует естественную убыль населения, которая за период с 1991 по 2004 год составила 140 тыс. человек. Проще говоря, Дальний Восток стремительно вымирает. Однако даже эти пугающие цифры – ничто по сравнению с данными по миграции. За годы реформ российский Дальний Восток покинули 1, 292 млн. человек. За то, что экономика региона до сих пор не впала в коллапс, надо благодарить китайских, вьетнамских и корейских нелегалов. Их число никакому учету не поддается, однако, по неофициальным данным, счет уже идет на сотни тысяч. Но даже этот громадный миграционный поток не в силах перекрыть убыль населения. За последние пять лет Дальний Восток потерял 320 тыс. своих жителей (3,3% от общей численности населения региона).

Положение усугубляется непоследовательной позицией центральной власти. Когда ситуация выходит из-под контроля, города Дальнего Востока остаются без света, воды и тепла, в регион в спешном порядке прилетает Сергей Шойгу, местные власти получают взбучку, и все возвращается на круги своя. Жители Дальнего Востока чувствуют себя брошенными на произвол судьбы и все чаще обращают взоры за пределы родного отечества. Значительная часть уезжающих покидает не только негостеприимный регион, но и Россию. В настоящее время многочисленные общины выходцев с российского Дальнего Востока уже есть в Австралии, Новой Зеландии, Канаде, США и Германии.

Однако гораздо опаснее, по мнению ученых, утрата экономических, культурных и социальных связей с Европейской Россией.

«Отставание в темпах промышленного роста и роста ВРП относительно среднероссийских показателей является косвенным признаком того, что Дальний Восток по-прежнему «не востребован» на внутреннем российском рынке», – считает Виктор Ишаев. Учитывая, что с начала 90-х регион вынужден развиваться в автономном режиме, не приходится удивляться, что его экономика постепенно переориентируется на внешние рынки. А их на Дальнем Востоке предостаточно. Ресурсная база региона чрезвычайно востребована в Китае, Японии и Корее, сотрудничество с которыми постоянно возрастает. Если в 1990 году доля внешнего рынка в экономике региона составляла всего лишь 6%, то в 1995 году она увеличилась до 10%, в 2000-м же и вовсе составила 18%.

Крепчают также культурные и социальные связи с богатыми азиатскими соседями. В последние годы на Дальнем Востоке наметился значительный рост смешанных браков. До предела упрощен визовый режим для россиян, желающих провести уикенд в Китае. Студенты и школьники с удовольствием постигают азы непростых восточных языков, поскольку это открывает им двери в лучшие университеты Азиатско-Тихоокеанского региона. Впрочем, поклонники английского также не внакладе – к их услугам учебные заведения Австралии и Новой Зеландии.

Широкомасштабное сотрудничество развернется между российским Дальним Востоком и АТР в ближайшие годы. Вытащен из небытия проект Транссибирского контейнерного моста «Европа – АТР», в рамках которого будут реконструированы БАМ и Транссиб, морские порты и магистральные автомобильные дороги Сибири и Дальнего Востока. Японские ученые разработали проект кольцевой системы трубопроводов, охватывающей Восточную Сибирь, Дальний Восток, а также всю Северо-Восточную Азию. В ближайшее время начнется строительство нефтепровода Тайшет – Находка, который позволит поставлять нефть из Восточной Сибири и Якутии в страны АТР. В 2007–2015 годах предполагается соединить трубопроводной сетью газодобывающие центры Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) с российскими портами Дальнего Востока, откуда газ будет поступать все в ту же Северо-Восточную Азию.

Можно было бы только порадоваться за российский Дальний Восток, который после того, как все эти проекты будут реализованы, подобно птице Фениксу восстанет из небытия, если бы не одно «но». В ходе широкомасштабного энергетического сотрудничества громадные слаборазвитые и практически не заселенные территории Сибири и Дальнего Востока окажутся включенными в жизненное пространство Китая, Японии и Кореи, обладающих громадным экономическим и человеческим потенциалом. Связи с ними с каждым годом будут усиливаться, а с Европейской Россией – ослабевать. В этих условиях отделение Дальнего Востока и Восточной Сибири от Российской Федерации – всего лишь вопрос времени.

Впрочем, пока еще процесс не стал необратимым. По мысли ученых, для того, чтобы предотвратить грядущий раскол страны, российским властям необходимо «сохранять постоянное население Дальнего Востока посредством повышения уровня и качества его жизни, развивать инфраструктуру, диверсифицировать экономику региона и развивать обрабатывающее производство, привлекать в него инвестиции национального бизнеса и государственные средства». Звучит, что ни говори, красиво, но даже не искушенные в экономике академики РАН, слушая эти слова, с сомнением качали головами. Подобный сценарий казался им малореалистичным.




Один из районов Брянской области собирается отделиться от России

"