Posted 23 октября 2018, 13:50
Published 23 октября 2018, 13:50
Modified 7 марта, 16:28
Updated 7 марта, 16:28
Конечно, первое, что приходит на ум в такой ситуации – сменить руководителя, провалившего направление. Однако кадровое решение, принятое под давлением обстоятельств, может стать не спасительным шагом, а источником новых неприятностей для экономики второй столицы.
Когда-то Петербург находился в авангарде федеральной системы имущественных отношений. Многие наработки из практики городского комитета прямиком перекочевали на уровень правительства РФ. Достаточно сказать, что аукционы по продаже госимущества, только-только входящие в обиход иных российских регионов, в СПб проводятся, начиная с 1991 года. Излишне говорить, что деятельность комитета служила источником солидных поступлений в бюджет субъекта федерации.
Всё изменилось в 2015 году, когда новый вице-губернатор Петербурга Михаил Мокрецов затеял реформу: слил воедино КУГИ с комитетом по земельным ресурсам и землепользованию, ликвидировав агентства на уровне районов. Затем началось откровенное размывание полномочий, когда одна часть функций объединённого комитета по имущественным отношениям (КИО) была передана государственной инспекции, а другая – спущена на уровень нижестоящих казённых и бюджетных учреждений. В итоге задолженность по аренде взлетела до небес, а в целом имущественное управление, по словам одного из петербургских предпринимателей, «откатилось на 25 с лишним лет назад, в эпоху постперестроечного хаоса».
Отнюдь не случайно, что в коридорах Смольного уже в открытую говорят о необходимости смены куратора имущественных отношений. При этом нередко называется фамилия преемника - Натальи Гордеевой, бывшей главы администрации Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, бывшего управляющего директора департамента недвижимости и материально-технического обеспечения ОАО «Сбербанк России», а ныне советника президента ПАО «Сбербанк». Наталья Геннадьевна действительно имеет прямое отношение к распоряжению городским имуществом, поскольку с 1997 по 2009 год проработала в КУГИ на различных должностях. Однако более на слуху её недавняя (2015–2016 годы) деятельность в должности первого заместителя генерального директора холдинговой компании «Форум».
Компания эта, широко развернувшая деятельность по освоению госзаказов под крылом Федеральной службы охраны, среди прочего известна двумя фактами: вхождением в её состав реставрационно-строительной компании «Балтстрой», которое завершилось самоубийством её прежнего владельца Павла Синельникова, и громким арестом непосредственного начальника Гордеевой – авторитетного бизнесмена Дмитрия Михальченко по прозвищу «Губернатор 24 часа».
Последняя история, широко растиражированная в СМИ, наверняка памятна многим. В марте 2016 года автомобиль совладельца «Балтстроя» Дмитрия Сергеева остановили сотрудники ГИБДД, проигнорировав «даже» спецталон ФСО на лобовом стекле. Через пять часов после произошедшего в собственном кабинете задержали и доставили на Литейный Дмитрия Михальченко, активно хлопотавшего за своего партнёра на самых высоких уровнях. Вскоре его отпустили, но через десять дней арестовали в Москве, в приёмной главы ФМС Константина Ромодановского, у которого Михальченко пытался найти поддержку. Поводом для взятия под стражу стал ввоз партии коллекционного вина и коньяка ценой 600 тысяч евро под видом строительного герметика. Последствия скандала оказались беспрецедентными: в результате свои должности покинули главы сразу трёх федеральных служб – ФСО, ФМС и ФТС.
Как первый заместитель Михальченко Гордеева курировала строительную деятельность «Форума», включая участие в проекте Минэнерго по проведению энергомоста в Крым. Тогда, по словам источника в ФСБ, давать серьёзный ход этому делу не стали: «Первый политический проект после присоединения полуострова не должен был завершиться уголовными делами», говорилось в статье "Новой газеты". Однако после взятия под стражу Михальченко дело обрело гораздо более серьёзный оборот. Начались обстоятельные, подробные проверки государственных контрактов всех подразделений холдинга. Поэтому вряд ли стоит удивляться решению, которое приняла Наталья Геннадьевна, – уволиться со столь неуютной должности и на полгода отправиться в Баку, где она в своё время оканчивала государственный университет по специальности «Правоведение».
Конечно же, нельзя взваливать вину за все художества персонажей уровня Михальченко на их сотрудников – даже в ранге первого заместителя. Однако нельзя не признать, что работа с такими людьми над общими проектами, бок о бок, в течение ряда лет – это не лучшая школа управления. Тем более в такой важной и щепетильной сфере, как государственное имущество. Как сказали бы в аналогичной ситуации мудрые римляне, лучше быть первым в деревне, чем вторым – в «Форуме»…