Posted 22 октября 2009,, 20:00
Published 22 октября 2009,, 20:00
Modified 8 марта, 07:14
Updated 8 марта, 07:14
Главная проблема российской сферы ЖКХ – острый дефицит средств. У государственных и местных органов власти, на балансе которых в основном находится все коммунальное хозяйство нашей страны, нет денег на модернизацию существующих систем водо- и теплоснабжения, поставок электроэнергии, на установку нового оборудования для тепло- и электростанций, котельных, водопроводов и канализации, на обучение персонала и на приличную зарплату. Даже на банальное латание дыр – устранение последствий многочисленных аварий и ремонтно-восстановительные работы – средств катастрофически не хватает. Выход из кризисной ситуации есть – допуск на рынок частных компаний-операторов, которые могли бы обеспечить модернизацию инженерных систем, трубопроводов и прочих коммуникаций за счет собственных или привлеченных средств – ведь банки, в том числе и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), охотнее дают кредиты именно частным компаниям, так как они более эффективны и нацелены на получение прибыли. Во многих регионах (Пермь, Петрозаводск, Владимирская область, Оренбург, Нижний Новгород, Омск, Краснодар и другие) частные управляющие компании уже работают, и это приносит свои плоды. Но на пути частных инвестиций в отрасль сегодня стоят преграды в виде несовершенного законодательства.
Отрасль ЖКХ крайне нуждается в инвестициях: надо менять ветхие трубопроводы, обновлять неэффективное оборудование котельных, модернизировать канализационные очистные сооружения, чтобы не загрязнять стоками водоемы. Системы водоснабжения и водоотведения, которые, по разным данным, чуть ли не на 90% принадлежат государству и муниципалитетам, находятся особенно в плачевном состоянии. Их модернизация даст возможность обеспечить населению надежные поставки воды – круглосуточно и хорошего качества.
В мире существует несколько основных подходов к управлению ЖКХ. В одних странах (например, в Ирландии) абсолютно нет частной собственности в сфере управления объектами водоснабжения и водоотведения, этими вопросами занимается государство. В других частному бизнесу разрешено иметь определенную долю в компаниях-операторах водных систем, но доля эта строго регламентирована: так, в Германии «частникам» может принадлежать не более 25% акций предприятия. Есть и третья модель – когда водоканалы сдаются за определенную плату и на определенный срок в концессию наиболее эффективным операторам, но сама инфраструктура остается собственностью муниципалитетов. При этом четко оговариваются все обязательства компании-арендатора по качественному улучшению деятельности водного комплекса, которые она на себя берет. И, наконец, есть страны (Великобритания), где частные компании – уже не концессионеры, а полноправные владельцы всех сооружений водоканала.
По мнению специалистов, для России больше подходит третий вариант – модель аренды/концессии, действующая, к примеру, во Франции. Но для ее полноценного развития опять же необходимы изменения в законодательстве. Во всем мире в таком капиталоемком бизнесе, как рынок ЖКХ, инвестиции окупаются десятилетиями. Поэтому частному бизнесу нужны законодательные гарантии того, что вкладываемые деньги будут окупаться. Для этого необходимо переходить от договоров аренды (на основе которых работают почти все частники в России) к более совершенной форме взаимодействия – договорам концессии (сейчас в Госдуме рассматриваются соответствующие поправки в закон о концессиях, которые позволят применять его в сфере ЖКХ). В этом случае будут прописаны четкие обязательства как для водоканала, так и для государства.
Есть и еще одна проблема – регулирование тарифов, больная тема и для потребителей, и для инвесторов. Пока тарифы на услуги ЖКХ регулирует государство (и, скорее всего, так и останется в будущем), но существующая тарифная политика крайне непрозрачна. А это не идет на пользу ни гражданам, ни развитию отрасли.
Выпуск издания осуществлен при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
Справка «НИ»
Справка «НИ»