Posted 22 сентября 2004,, 20:00

Published 22 сентября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:47

Updated 8 марта, 09:47

Толчок к размышлению

Толчок к размышлению

22 сентября 2004, 20:00
Землетрясение в Калининграде породило панику во многих регионах России. Даже там, где подвижки земной коры никогда не наблюдались, люди в спешном порядке начали к ним готовиться, видя в этом чуть ли не предвестие грядущего конца света. Вице-спикер Красноярского законодательного собрания Анатолий Ромашов со ссылкой на п

Ровно год назад Красноярск и юг края основательно тряхнуло – сюда докатилось эхо алтайских толчков. Как бы власти ни призывали к спокойствию, как бы ни заверяли специалисты, что край, в отличие от Алтая, не относится к зонам, где возможны катаклизмы разрушительной силы, народ не желает успокаиваться.

Многие вспоминают, как после очередного толчка на Алтае губернатор Александр Хлопонин, прибывший утром на службу, обнаружил, что большая часть чиновников администрации топчется перед парадным подъездом, не решаясь войти в здание. Что говорить о простых обывателях? Люди выскакивали на улицу при первых признаках подземных волнений, прихватив с собой самое дорогое – детей, собак, кошек и документы. И неохотно возвращались обратно.

Страх красноярцев объясним: практически 100 % жилья строилось без учета сейсмической опасности. Специалисты до сих пор не могут прийти к общей оценке сейсмоустойчивости городских зданий. Одни говорят, что дома смогут выдержать 6–7 баллов, другие считают, что уже при 5 баллах многие из них, особенно панельные «хрущевки», начнут складываться как карточные домики.

Директор НИИ геологии и минеральных ресурсов Виктор Сигбатулин по телевизору «успокаивает» горожан – в Красноярске никогда не будет землетрясения силой 8 баллов, но 5, 6 и даже 7 вполне возможны.

Многих беспокоит не только собственная крыша над головой – в крае 75 объектов, которые при разрушении могут нести опасность химического, радиационного или ядерного характера. Большинство пересудов идет вокруг плотины Красноярской ГЭС. В случае ее разрушения гигантская волна накроет шесть городов, включая Красноярск, и еще более ста населенных пунктов. Однако в данном случае ученые единодушны: подобной катастрофы не будет, плотина ГЭС рассчитана на землетрясение силой 9 баллов и способна выдержать даже прямое попадание атомной бомбы.

Конечно, власти поступают правильно, гася панические настроения, но от них ждут не только слов ободрения, но и конкретных действий. Специалисты давно пытаются привлечь внимание руководителей края и города к тому, что на весь Красноярск действует единственная сейсмостанция, расположенная по соседству с краевой администрацией. Как уверяют сейсмологи, землетрясение в каждом районе огромного города будет ощущаться по-разному. Они предлагают выход – создание в Красноярске системы микросейсморайонирования. Для этого город необходимо разбить на отдельные участки, где для каждого будет действовать своя сейсмостанция, оснащенная современными приборами.

Как легко догадаться, решение вопроса упирается в деньги. Каждый год на расширение сети сейсмостанций требуется как минимум 5 млн. рублей. Бюджетом такие выплаты никогда не предусматривались.

Краевые депутаты, озабоченные ожиданием опасности, решили-таки обратиться к губернатору по поводу закупки необходимых сейсмологам приборов. Для этого они готовы даже к корректировке бюджета. Пока же, как выяснилось на совещании, разрабатывается законопроект, касающийся технической безопасности сооружений. Депутаты в ближайшем будущем будут рассматривать его на сессии Законодательного собрания.

ГДЕ «ТРЯХАНЕТ» ЗАВТРА?

Научный обозреватель «Новых Известий» Елена Журавлева попросила прокомментировать сейсмическую ситуацию в стране заведующего лабораторией природных и техногенных сейсмотектонических деформационных процессов Объединенного института физики Земли имени О.Ю.Шмидта РАН, члена-корреспондента РАЕН, профессора, доктора физико-математических наук Сергея ЮНГА.

– В калининградском землетрясении нет ничего странного. В Балтийской зоне землетрясения силой 5 баллов по шкале Рихтера случались и раньше. Последнее крупное землетрясение было зафиксировано в 1976 году на острове Осмуссар, всего же за последние 500 лет здесь произошло порядка 30–40 землетрясений.

Что касается других сейсмоопасных зон европейской части Российской Федерации, то землетрясения силой 5–5,5 балла по шкале Рихтера могут произойти в районах, примыкающих к Уралу, и на Кольском полуострове, на Северном Кавказе. В районе Воронежского кристаллического массива возможны толчки до 3,5– 4 баллов по шкале Рихтера, что сопоставимо с сотрясениями земной коры при промышленных взрывах. В районе Москвы и Санкт-Петербурга подвижки земной коры не предвидятся, хотя до них могут докатиться отголоски крупных землетрясений типа румынского. В этом случае в столицах будут зафиксированы толчки силой 3–4 балла по шкале Рихтера. За Уральским хребтом ситуация серьезнее. Зоной повышенной сейсмической опасности считаются Алтайский край, район Байкала, Курило-Камчатская зона и Сахалин. Здесь могут произойти землетрясения силой 7–8 баллов и выше, отголоски которых будут чувствоваться во многих районах Сибири и Дальнего Востока.

Паниковать по поводу грядущих землетрясений не стоит. Подобные стихийные бедствия в Российской Федерации случаются регулярно. Все здания и сооружения в этих районах строились с учетом сейсмической опасности. Что касается АЭС, ГЭС и других высокотехнологичных объектов, то при их возведении в проект закладывался большой запас прочности. Предполагалось, что они должны пережить не только самое сильное землетрясение, но и прямое попадание атомной бомбы. К тому же все российские ядерные объекты находятся под неусыпным контролем МАГАТЭ. Тревожит другое. Если разрушение науки и образования в нашей стране и дальше пойдет такими же темпами, как сейчас, обслуживать высокотехнологичные объекты в скором времени будет некому. Да и возможность прогнозирования землетрясений окажется под вопросом.

С одной стороны, в России существует разветвленная сеть сейсмических станций, благодаря которым МЧС своевременно узнает о происшедшем землетрясении. Но нам-то важно о нем заранее предупредить. В 80-е годы были начаты работы по созданию единой системы сейсмического мониторинга, но после развала СССР они были свернуты. Позднее по заказу МЧС мы разрабатывали программу раннего прогнозирования землетрясений, но из-за недостаточного финансирования она так и осталась на стадии разработки.

"