Posted 22 сентября 2003,, 20:00

Published 22 сентября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

Москва судам не верит

22 сентября 2003, 20:00
Ровно пятнадцать лет назад юная выпускница Коломенского медицинского училища Татьяна Смольнова была распределена на работу в столицу. За эти годы она вылечила тысячи людей, стала известным врачом-гинекологом. Но регистрацию по месту жительства в Солнцеве так и не получила.

«В нашем выпуске я была единственным ленинским стипендиатом – на протяжении четырех лет учебы ни одной четверки. Поэтому получила направление на работу в Москву, медсестрой в детскую больницу. Поселили почти как в фильме «Москва слезам не верит»: четыре девушки в маленькой комнате в общежитии. По закону меня должны в течение суток прописать. А потом в течение трех дней отправить в Минздрав корешок – «заселена и прописана». Корешок в Минздрав ушел, только меня так и не прописали…»

…Девушка Таня с отличием окончила институт, отучилась в ординатуре и аспирантуре, защитила диссертацию и стала доктором Татьяной Юрьевной, одним из самых известных в Москве врачей-гинекологов. Пациентки Смольновой не догадывались, что сама доктор на получение медицинской помощи не имеет права, поскольку у нее нет штампа в паспорте, подтверждающего, что она москвичка. За пятнадцать лет сменился не один начальник Солнцевской милиции и Минздрава. У доктора Смольновой скопилась пухлая пачка официальной переписки, касающейся ее поначалу скромной, а потом уважаемой персоны. Ситуацию эта кипа бумаг нисколько не изменила: одни чиновники по-прежнему просили (только теперь не за медсестру, а за кандидата наук), а другие по-прежнему отказывали.

Наверное, ждать бы Татьяне Юрьевне еще пятнадцать лет, если бы не помощь юристов. Слабо веря в удачный исход, Смольнова вновь написала по их совету заявление в паспортный стол ОВД Солнцева с просьбой зарегистрировать ее по месту фактического проживания согласно уже нынешней Конституции. И вновь получила отказ за подписью начальника паспортного стола Сергея Соловьянова. И тогда уже адвокат по поручению своей подзащитной написал заявление в Солнцевский суд. В июле этого года под председательством Александра Пронякина суд принял решение: «Обязать начальника паспортно-визовой службы ОВД Солнцева зарегистрировать постоянно Т. Ю. Смольнову по адресу г. Москва, ул. 50 лет Октября...» Однако в стране неизвестно зачем победившего социализма выиграть суд – еще не значит выиграть…

Оспаривать вердикт Солнцевского суда паспортный стол не стал: в основу его решения были положены постановления Конституционного суда. Они просто проигнорировали его. «После этого моя подзащитная согласно закону об исполнительном производстве взяла в суде исполнительный лист и передала его судебному приставу-исполнителю Марату Хинчагову, – рассказывает известный в области административного права адвокат Леонид Ольшанский. – Пристав направил начальнику паспортного стола постановление о возбуждении исполнительного производства».

В ответе Соловьянова приставу говорится, что для выполнения решения суда необходимо предоставить целый пакет документов. Список прилагается. И в нем – все те же самые документы, что требовали со Смольновой до суда. По мнению Леонида Ольшанского, действия сотрудников паспортного стола – это цинизм, граничащий с абсурдом.

«Соловьянов делает вид, что не знает азбучную истину правоведения – решение суда исполняется автоматически. Даже если в нем будет написано: «зарегистрировать в Кремле», исполнители будут обязаны это сделать», – комментирует ситуацию адвокат.

Начальник паспортного стола Сергей Соловьянов и в самом деле ведет себя более чем странно. Вновь откладывая дело в долгий ящик, он попадает под статью УК «Неисполнение решения суда». Как будто человеку не терпится попасть на скамью подсудимых.

«Кроме того, – говорит Ольшанский, – если предоставить все справки, которые требует Соловьянов, регистрация будет носить разрешительный характер. В то время как по базовому документу – постановлению Конституционного суда от 6 апреля 1996 года – она носит уведомительный характер. Волеизъявление чиновника в данном случае не играет никакой роли. Важно только желание самого гражданина России. А чиновник должен достать печать из стола и шлепнуть ее в паспорт...»

На днях доктор Смольнова обратилась в инспекцию по личному составу ГУВД Москвы с просьбой разобраться в ситуации. Ответа пока не получила – в нашей стране все жалобы рассматриваются в течение месяца. Татьяне Юрьевне остается только надеяться на счастливый финал трагикомедии, главную роль в которой она исполняет помимо своей воли шестнадцатый год подряд. И до сих пор время работало не на нее.

«Новые Известия» будут следить за развитием событий.

"