Posted 22 августа 2005,, 20:00

Published 22 августа 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:27

Updated 8 марта, 09:27

Полный назад

22 августа 2005, 20:00
Больше половины россиян считают, что советская школа была лучше нынешней. Предпочтение современному школьному образованию отдают лишь 12 %. Таков результат опроса, проведенного исследовательским холдингом ROMIR Monitoring. Самое удивительное – что опрос проводился среди пользователей Интернета, людей во всех смыслах пр

Любопытное совпадение: как раз в те дни, когда ROMIR Monitoring выяснял, какая школа милее сердцу среднего россиянина, патриарх Московский и всея Руси Алексий II, встречаясь с православной молодежью в Калуге, воспел осанну советской системе образования. Воздав должное покорению космоса и освоению целины, предстоятель РПЦ отметил, что социалистические нормы поведения, по которым в Стране Советов предлагалось выстраивать свою жизнь, «были внешне близки к заповедям Христовым. Фактически этим признавалось непреходящие значение религиозных норм, при общем атеистическом настрое всей идеологической системы».

Заявление, быть может, спорное, но логичное в устах религиозного лидера, консерватора по определению, выразителя мнений сирых и убогих, да к тому же всей своей карьерой обязанного советскому строю. Странно было бы ждать подобных оценок от участников опроса, проведенного в канун нового учебного года «ромировцами». Респонденты – 1450 интернет-пользователей – наиболее активная часть населения, с уровнем образования выше среднего, люди со средним и высоким доходом. Те, у кого есть дети, располагают возможностями выбирать для них тип школы, задумываются, в российский или заграничный вуз определить чадо в будущем. С большой долей уверенности можно сказать, что их оценки отражают мнение российского среднего класса. Который, в свою очередь, в идеале должен отражать мнение «среднего россиянина».

Результат огорошивает: более половины респондентов (51%) считают, что советская школа была лучше современной. Причем такое мнение чаще, чем в среднем по выборке, высказывали те, кто живет в Центральном федеральном округе и в Москве – 53–55%. Не смогли определиться с ответом 20 %. Еще 17% полагают, что уровень советской и современной школ одинаков. И лишь 12% ответили, что современная школа лучше советской. Понятно, что среди респондентов старших возрастных категорий мнение о советской школе как лучшей в мире преобладает, а те, кто помоложе, вполне довольны школой, которую сами недавно окончили. Просто потому, что им не с чем сравнивать. Однако итоговый счет 51:12 иначе, чем разгромным, не назовешь. А еще тревожнее – что для трети россиян все школьные реформы 90-х оказались пустым звуком.

Впору спросить: за что боролись? Две трети опрошенных (61%) полагают: качественное образование дают государственные школы со специальным уклоном, краса и гордость советского Минобраза. Школе «рядом с домом», обычной, без претензий, рады 8 %. А то, что совсем недавно считалось элитным образованием – частные и авторские школы, экстернат, школы с этнорелигиозными и прочими экзотическими компонентами, вроде катания на пони и восточных единоборств – предел мечтаний 19 % россиян. Правда, в ЦФО и столице таких чудаков, как и следовало ожидать, побольше – 23 %.

О лучшем качестве образования в негосударственных школах чаще, чем в среднем по выборке, говорили респонденты со средним образованием, а также участники опроса с высоким уровнем дохода. Можно предположить, что в данном случае мы имеем дело с типичными «пальцы веером», чьи отпрыски ездят грызть гранит науки на «мерсах» с охраной...

Последний вопрос – «Что вы считаете главной проблемой сегодняшней школы?» – предполагал возможность нескольких ответов. После вотума недоверия нынешней системе образования следовало ожидать шквала недовольства уровнем преподавания и нравственного воспитания – не тут-то было. Главная проблема современной школы – низкая зарплата учителей. Так думают три четверти опрошенных. В Приволжском и Сибирском округах сочувствуют педагогам соответственно 80% и 81%. Каждый второй респондент (51%) назвал проблемой номер один перманентную нехватку денег на ремонт и оборудование школ (а в Уральском регионе так ответили аж 68%). И лишь на третьем по остроте месте оказались проблемы, связанные с качеством образования и нравственного воспитания детей. Список изъянов российской школы был продолжен следующими ответами: нехватка учителей – 16%, отсутствие единых учебников – 16%, распространение наркомании – 12%, деление школ на обычные и платные – 7%. Примечательно, что участники опроса в возрасте от 18 до 24 лет гораздо чаще, чем в среднем по выборке, говорили об отсутствии надлежащего финансирования образования. Тогда как их родителей, поколение сорокалетних, не устраивает багаж знаний, получаемых сегодня детьми, и квалификация учителей.

Налицо, на первый взгляд, парадокс: наш «средний класс», пребывающий в подростковом состоянии, готов наступить на горло собственной песне о главном. Поверхностным было бы предполагать, что полторы тысячи респондентов затосковали по времени, «когда мы были молодые и чушь прекрасную несли». В опросе отражен холодный взгляд прагматика: система и порядок, материальный достаток при государственном покровительстве для него дороже всех свобод. Не то, чтобы «белые воротнички» так уж рвались назад, в СССР, но состояние среднего образования пока слишком далеко от их жизненных идеалов. Которым даже единый для всех школ учебник не помеха.

Что же касается нравственных императивов и замены кодекса строителей коммунизма на первоисточник, о чем говорил калужским детям Алексий II, это участникам опроса ROMIR Monitoring, что называется, по барабану. Среди них обеспокоены отсутствием Закона Божия в школьных программах и проникновением в классы религиозных сект всего лишь 4%.

"