Posted 22 июля 2010,, 20:00

Published 22 июля 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:05

Updated 8 марта, 07:05

Красный галстук не в цене

Красный галстук не в цене

22 июля 2010, 20:00
В начале недели бортинженер МКС Михаил Корниенко позвонил шестилетней девочке Ане Трошкеевой из Санкт-Петербурга, которая не любит есть овсяную кашу, прямо с орбиты. Космонавт рассказал ей, какой это на самом деле деликатес и посоветовал не отказываться от такого вкусного и полезного блюда. Послушается ли девочка совет

Шестилетняя жительница Северной столицы Аня Трошкеева написала бортинженеру МКС Михаилу Корниенко письмо на почтовый ящик, работающий в Музее космонавтики. Девочка пожаловалась, что не любит овсянку, и спросила Михаила, нет ли у него тех же проблем. Корниенко позвонил ребенку с орбиты и подробно рассказал, какие продукты едят космонавты, заявил, что овсянка – настоящий деликатес и посоветовал от нее не отказываться. Космонавтов сейчас впору называть последними из могикан, убеждены психологи. Списки примеров для подражания, актуальные в советские времена, редеют. «Для многих детей в то время авторитетами были пионеры, чьи подвиги изучали в школе, тогда красный галстук считался верхом престижа, – пояснила «НИ» детский психолог Елена Никишина. – Свою лепту вносили книжки о жизни мальчика Володи Ульянова, лежавшие в каждом детском саду или школьной библиотеке. Культ политических персонажей был серьезнее и потому, что идеология это подразумевала, и потому, что в детском культурном пространстве было мало альтернатив».

Помимо этого, важную роль в жизни каждого советского ребенка играли родители и учителя. Детский психолог Юлия Касьяненко считает, что сейчас обе социальные группы теряют свою власть над детскими умами. «Дети больше внимания обращают на слова и поступки успешных сверстников или лидеров молодежных движений и субкультур, – рассказала «НИ» эксперт. – Конечно, мама и папа тоже многое значат для ребенка, но непреложным авторитетом являются далеко не во всех случаях».

Слишком глубоко уходить от реальных проблем в сказочный мир не стоит, убеждены психологи.

Изменились времена, поменялись и нравы. «Сейчас модно понятие «кумир» – человек, на которого дети равняются или хотят быть похожими, – говорит Юлия Касьяненко. – Авторитет для них – это кто-то, кто подавляет их свободу. Соответственно, любое подавление у детей вызывает протест и порой агрессию». Дети и подростки выбирают себе в кумиры медийных персонажей, отмечают эксперты. «Ребята ориентированы на ведущих, актеров, спортсменов, последняя тенденция – подражать радиоведущим, особенно тем, что знамениты своими шутками или интересными особенностями речи», – пояснила «НИ» психолог Полина Егорова. По мнению детского психолога Екатерины Чуркиной, современные дети отдают предпочтение героям, спасающим мир или хотя бы горстку униженных и оскорбленных, – Робин Гуду, Спайдермену, черепашкам-ниндзя. Елена Никишина говорит, что популярными становятся чародейские и фантастические фигуры, чему служит подтверждением безумная популярность книг и фильмов про волшебника Гарри Поттера. Кто-то просто мечтает о чуде в обычной жизни, кто-то увлекается масштабными битвами добра со злом, а определенная группа детей, погружаясь в фантастический мир, стремится уйти от реальных проблем – в последнем случае это должно стать тревожным сигналом для родителей.

Интересно, что персонажи классических произведений по-прежнему влияют на умы детей. «Обсуждение «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова на уроке было очень бурным: девочки встали на защиту Катерины Измайловой, в то время как мальчики дружно ее осудили, – рассказала «НИ» учитель русского языка и литературы одной из московских школ Наталья Королева. – Девочек привлекает Катерина в «Грозе» Островского, Наташа Ростова в «Войне и мире». И та, и другая – отчаянные, сильные героини. Молодые люди интересуются образом Печорина, он сильная личность, а школьников интересуют смелые волевые натуры». Наталья Королева также отмечает, что старшеклассники в последние годы стали интересоваться героями сериалов, например, доктором Хаусом (House M.D.) или доктором Лайтманом (Lie to me) и похожими по типу личности персонажами. «Это герой-одиночка, который не собирает вокруг себя единомышленников, а самостоятельно борется с несправедливостью мира, как он это понимает», – говорит эксперт.

Сама по себе привязанность к знаменитостям не вредна. Как отмечает психолог Джейм Хоуран, «культ звезд играет ту же самую роль, что церковь для верующих: позволяет присоединиться к сообществу людей, разделяющих одинаковые ценности». Сотворение кумира играет очень важную роль при взрослении. Так, школьники 11–16 лет, внимательно следящие за жизнью знаменитостей, наиболее популярны среди сверстников, обнаружили британские психологи. По данным исследования, примерно для 30% подростков обсуждение кумиров со сверстниками занимает значительную часть времени общения. Тинейджеры, выбравшие себе авторитета, обычно вращаются в тесном и сплоченном общими интересами кругу друзей, к тому же они менее болезненно переживают своего рода «отлучение от маминой юбки». Так что психологи советуют родителям не воспринимать детского кумира в штыки, а использовать его как дополнительную тему для разговора с чадом. В то же время мамам и папам следует научить ребенка мыслить критически, чтобы детское увлечение певцом или актером не переросло в патологию.

"