Posted 22 июля 2004,, 20:00

Published 22 июля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

Кузница миллиардеров

Кузница миллиардеров

22 июля 2004, 20:00
У стройотрядовского движения открылось новое дыхание. В последние месяцы практически во всех регионах России вдруг стали создаваться студенческие строительные отряды и штабы ССО. Инициаторами всегда выступают губернаторы областей и мэры городов. Политики активно предлагают студентам свою помощь. Организованный юноша с

Студент ленив, глуп и прожорлив. Еще несколько лет назад так считали большинство работодателей и наотрез отказывались нанимать их даже в качестве чернорабочих. Государство увязло в экономических реформах и жаловало студентам только с барского плеча мизерную стипендию. Питать растущие умы на получаемую в вузовской кассе сумму было невозможно. Студенчество решило не дожидаться помощи со стороны.

«Проснулись мы как-то в 1997 году после очередного праздника в общаге и поняли, что денег нет совсем, – рассказывает аспирант, начальник штаба студенческих отрядов МГТУ им. Н.Э. Баумана Максим Мищенко. – Решили заработать».

«Голодные студенты ищут тяжелую работу», – такие объявления Мищенко и компания распространили на Басманном рынке и железнодорожной товарной станции. Первыми клиентами стали торгующие фруктами кавказцы, они взяли ребят на разгрузку товара. Первые заработанные деньги бауманцы потратили на мобильный телефон и рекламу. Клиентов стало больше. «Правда, многие норовили кинуть или подставить, – продолжает Максим. – Пригласили нас как-то разгрузить 7 вагонов водки. Начали работать. Вдруг налетает милиция, всех положили на землю, меня забрали. Как потом выяснилось, водка была ворованной».

Не прошло и года, как к той первой когорте работящих студентов присоединился сначала весь этаж, потом корпус общежития, вся «Бауманка», стали приходить студенты из других институтов. «На нас обратили внимание преподаватели, стали рассказывать про свою молодость, студенческие стройотряды, – говорит Максим Мищенко. – Идея нам понравилась, а бренд «ССО» – нет. Названия «командир отряда», «комиссар отряда» тоже были восприняты поначалу в штыки. Но профессоры настояли, и мы согласились. Дело не в названии. Главное, чтобы не веяло советской плесенью от того, что мы делаем сейчас».



Главные конкуренты – гастарбайтеры

ССО «Студенческая община» ребята зарегистрировали как общественную организацию. Имея статус юридического лица, в нынешних рыночных условиях работать легче. Этот ССО объединяет сегодня около 1,5 тыс. человек. Любой студент, придя в организацию, может работать сам по себе, а может вступить в отряд. Направлений работы много: от погрузки-разгрузки, промоушна (представления товара в магазине или на улице), сервисного обслуживания (гостиницы, офисы), строительства до студенческого модельного агентства. Вся работа основана на жесткой конкуренции.

Поступившие заказы менеджеры отдают самым ударным, рейтинговым отрядам. Еще не проявившим себя новичкам достаются крохи, а иногда и вовсе ничего. За месяц студенты зарабатывают (в зависимости от статуса) в свободное от учебы время до 2 тыс. руб., летом до 17 тыс. Работа в основном сдельная. Ответственность коллективная. Разбил «боец» при новоселье нового русского китайскую вазу – расплачивается весь отряд.

Главными конкурентами за пределами непосредственно сэсэошного рынка считаются гастарбайтеры. Они и берут за работу меньше, и никаких договорных отношений с приезжими выстраивать не надо. «Но иногда мы «замещаем» гастарбайтеров: например, у заказчика сроки сдачи дома горят, а таджиков найти не успели. Да и вообще приезжие менее мобильны – их милиция все время на улицах задерживает».

Недавно отряду ССО «Городские волки» удалось получить городской заказ «Мой двор, мой подъезд». Студентам предстоит привести в порядок 18 дворов в Басманном районе. Два Александра и Виталий, будущие экономист, инженер и хирург, красят заборы, лавочки, озеленяют клумбы в Аптекарском переулке. И – мечтают.

«Все равно делать летом нечего, не по улицам же слоняться, – рассуждает Виталий Березин. – Накопим денег и поедем в Турцию на отдых».

«Вот еще, – спорит Александр Укленков, – и там себе работу найдем: будем Турцию озеленять или МКАД там заложим».

Романтика стройотрядов кружила головы миллионам «строителей коммунизма».

«В дорожном строительстве мы уже поднаторели. Даже свою систему расчетов вывели. Вы вот знаете, сколько бордюра надо уложить, чтобы купить БМВ «Х-5»? – спрашивает меня Александр Беранидзе и тут же отвечает. – 20 километров. Всего-то 4 года потребуется. Только где такого заказчика найти?»



Подмосковный БАМ

Есть разные мнения о том, что такое настоящий ССО. Ну разве можно всерьез называть стройотрядом бригаду по уборке территории вуза или девчонок, сидящих в приемной комиссии, думали мы, пообщавшись с бауманцами? Где романтика-то, где кипение страстей и трудовой порыв первопроходцев? И вдруг мы находим то, о чем мечталось: студенты ремонтируют пути и строят железнодорожную ветку до Внукове. Современный БАМ в подмосковном Бекасове в миниатюре. Здесь, на крупнейшей в Европе сортировочной станции, среди десятков километров рельс и сотен вагонов, на территории «Путейской машинной станции (ПМС) – 231» дислоцируется первый интернациональный стройотряд Московского университета путей сообщения (МИИТ). Вместе с миитовцами живут и работают студенты из Белоруссии.

«Вы знаете, что увидели первые стройотрядовцы, когда приехали на БАМ? – встретил нас вопросом командир отряда четверокурсник Павел Зубков и, не дожидаясь ответа, продолжил. – Вагончики студентов МИИТа! Наши уже были там».

Впрочем, сегодняшним последователям бамовцы могут только завидовать. Им такое и не снилось. В двухэтажном здании, где размещается студотряд, есть телевизоры, душ, теннисный стол, бильярд и даже сауна. «А какая выпечка в столовой, – хвастался командир. – Пальчики оближешь!» Впрочем, главные отличия заключаются даже не в условиях жизни. Как выяснилось, почти треть ребят пошли в стройотряд не из-за желания заработать деньги и не из-за романтических побуждений, а ради прохождения банальной производственной практики.

«Не знаю, как для остальных, но для меня зарплата не главное, – объяснял студент Цуканов, – деньги я могу и в Москве заработать не надрываясь. Хотя, конечно, мне здесь нравится – и весело, и коллектив сложился. Но важнее, что после стройотряда я получу отметку о прохождении практики».

Из 27 студентов, не считая 10 белорусов, только четырем «бойцам» не нужна такая отметка. Не было практики в их учебном плане на этот год.

«А я пошел в стройотряд из-за денег, – рассказал второкурсник Андрей Банадыкин. – Здесь хорошо платят. В прошлом году ребята заработали по 18 тысяч рублей за полтора месяца. В этом году мы будем работать на месяц больше». Андрей родом из Брянска, поступил в МИИТ после профильного техникума, который окончил с отличием. Он еще не решил, на что потратит деньги: «Часть, наверное, отложу, часть родителям отдам, отец сейчас безработный».

Немного подзаработать, а заодно пройти летнюю практику решил и третьекурсник Анатолий Алексененко. В стройотряде он в первый раз.

«Первые две недели уставал страшно, а сейчас уже привык,– делился своими впечатлениями он. – Настоящая мужская работа».

Студенты работают на расшивке рельсошпальной решетки. Вытаскивают из шпал костыли, разбирают старые звенья. «Молодцы,– похвалил студентов 50-летний монтер путей Николай Сергеев, неожиданно для себя попавший в молодежную бригаду. – Хорошо работают. А ведь попробуй целый день «лапой» (лапчатый лом) поворочай». Он протянул мне увесистый инструмент. Действительно, тяжелая железяка.



«В них нет нашего огня»

Возле станции Мачихино стройотрядовцы вместе с кадровыми путейцами меняли рельсы на участке железной дороги. Для таких работ отводится строго ограниченное время, в которое необходимо уложиться. Монтеры путей называют его «окном».

На мачихинское «окно» мы подъехали в самый разгар работы. Путейцы и студенты в своих рабочих куртках напоминали желтых муравьев, копошащихся возле огромных железных соломин. Мастера переговаривались друг с другом по рациям. Кто-то отчаянно матерился. Кто-то таскал какие-то железки и инструменты. По соседнему пути с грохотом проезжали спецсоставы. Всей этой суетой руководил главный инженер ПСМ – 231 Алексей Ревякин.

«Вы довольны стройотрядовцами?» – спросил я его, улучив свободную секунду в напряженном рабочем графике.

«Посуди сам, когда я пришел на должность в 1991 году, у меня было 80 рабочих. Сейчас 25, – делился своими проблемами инженер.– В основном приезжие из Калуги, Курска и Тулы. Местные к нам давно не идут. У нас средняя заработная плата 12 тысяч рублей. А рядом

Анастасия Ришко (слева) из Российской академии туризма вполне могла бы составить конкуренцию на подиуме любым топ-моделям.

Москва, где можно найти работу и не такую тяжелую, и с зарплатой раза в два больше. Так что миитовцам мы всегда рады. Правда, другое это поколение, не похожее нас». Ревякин имеет полное право судить. Сам, будучи студентом, 4 раза ездил на БАМ. Был командиром отряда и комиссаром. «Если отбросить всю ту идеологическую шелуху, которой было обвешано стройотрядовское движение, то мы ездили на стройки зарабатывать деньги. Питались из общего котла. Сами закупали продукты, где-то на чем-то экономили, искали еще какие-то подработки. Сейчас же к нам стройотрядовцы приезжают шестой год, живут на всем готовом. Но почти половина из них относятся к работе с прохладцей, потому что они здесь не ради денег, а ради прохождения производственной практики. Нет того огня. Хотя, конечно, им надо отдать должное, без них сегодня своими силами могли бы в «окно» и не уложиться. Да и ребятам надо получать азы профессии.



Какой ты инженер, если рельсы ни разу не клал?»

Мнение начальника разделяют не все подчиненные. «Обошлись бы и без студентов, побольше повкалывали сами, зато и побольше бы получили, – ворчит мастер Худинов.– Я 30 лет на путях работаю, всяких видел, но какие в последнее время работнички пошли – страх какой-то. Объяснил ему, как и где гайку закручивать. Он сделал. А в следующий раз заново объясняй. Работать не хотят».

«Да не слушайте вы его, – сказал другой железнодорожник. – У него всем война объявлена. Работали у нас хохлы. Так он половину из них выжил. То не так, это не так. Теперь задыхаемся без рабочих рук, а он за студентов принялся. Молодцы они, трудяги».



«Проходим акклиматизацию»

В отличие от российских студентов, для белорусов командировка была похожа на бамовскую гораздо больше. По крайней мере москвичи каждые выходные ездят домой. А здесь парни на 2,5 месяца попрощались с подругами. «Но мы-то знаем, из-за чего лишения терпим, – смеются ребята. – По белорусским меркам хорошие деньги заработаем».

«За ту же самую работу я бы у себя на родине получил около 100 баксов, – говорит бригадир белорусских студентов Дмитрий Грасевич, – а так и денег заработаем, и Москву посмотрим. На следующей неделе должны поехать с экскурсией по Золотому кольцу. Разве плохо? Если честно, то я думал, что будет гораздо тяжелее».

«Нормально живем, – подтверждает Евгений Канаш. – Ребята здесь отличные! А девчонкам мы SMS-ки шлем, а они нам».

Часть студентов в этом году смогут прочувствовать былую бамовскую романтику на своем опыте. 40 студентов МИИТа сейчас строят железную дорогу на Ямале. А началась их командировка с казуса. Приехав на место и развернув лагерь, студенты связались с руководством вуза и сообщили: «Приехали на место. Все нормально. Проходим акклиматизацию. У некоторых диарея». Девушка, принимавшая телефонограмму, то ли ничего не поняла, то ли расслышав знакомое сочетание букв, вспомнила о личных проблемах. На стол начальству легла такая телеграмма: «Все нормально. Проходим акклиматизацию. У некоторых гонорея». Говорят, что в вузе долго смеялись – потом, но в первую минуту на ректора было больно смотреть.



Новые стройотрядовцы в политику не играют

Политики и главы администраций регионов сегодня пытаются «подгрести» студенческие стройотряды «под себя». Практически во всех областях России сейчас функционируют штабы ССО, обласканные и обогретые лично губернаторами. В 2002 году при непосредственном участии столичного правительства такой штаб был создан и в Москве.

«Мы координируем движение 27 окружных и районных штабов, – рассказал «НИ» директор Московского городского штаба молодежно-студенческих отрядов Николай Клепиков. – Одной из целей работы штаба являются трудоустройство, профессиональная и социальная адаптация молодежи и, конечно, формирование и воспитание личности. Если же говорить о стройотрядах, то главное для ребят – возможность заработать. У нас есть собственная строительная лицензия, и правительство Москвы выделяет для нас объемы работ в рамках программы «Мой двор, мой подъезд». Кроме того, наши ребята задействованы в строительстве специальных мест для передвижения инвалидов. В прошлом году общий объем работ по этим программам составил 75 миллионов рублей. Всего в московских студенческих отрядах работают более 20 тысяч человек».

«Конечно, идеологический вакуум в головах у ребят чувствуется, – говорит бауманец Максим Мищенко. – Отсюда и берутся скинхеды и прочие альтернативщики. Мы стараемся направлять энергию студентов в нужное русло». Часто стройотрядовцам предлагают свою помощь политики. Недавно приходили представители «Молодежного Единства». Выдвинули условие, чтобы в штабе бауманского ССО работал штаб «Единства». Ребята отказали. «Студенческие отряды не должны ассоциироваться с какой бы то ни было политической силой, – считает начальник штаба студенческих отрядов МГТУ им. Н.Э. Баумана Максим Мищенко. – Да и некогда нам в политические игрушки играть, в акциях всяких участвовать, транспаранты таскать. У нас своя идеология – заработать и выучиться. Самим. Для себя. Через стройотряды прошли многие наши политики первой величины и виднейшие коммерсанты России. Вот это – стимул. А суетиться сейчас для кого-то – зачем?»



ОЛИГАРХИ, ЗАРАБОТАВШИЕ ПЕРВЫЙ РУБЛЬ В ССО

Михаил ХОДОРКОВСКИЙ – ЮКОС – 15,2 млрд. долларов.

Михаил ПРОХОРОВ – ГМК «Норильский никель» – 5,4 млрд. долларов.

Олег ДЕРИПАСКА – «Русский алюминий» – 4,5 млрд. долларов.

Сергей ВЕРЕМЕЕНКО – Межпромбанк – 240 млн. долларов.

Владимир КОГАН – Банкирский дом «Санкт-Петербург» – 230 млн. долларов

Анатолий ЧУБАЙС – глава РАО ЕЭС России (Данные о состоянии основаны на оценке журнала «Форбс», апрель 2004 г.)


ПОЛИТИКИ СО СТРОЙОТРЯДОВСКИМ ПРОШЛЫМ

Владимир ПУТИН – президент Российской Федерации

Михаил ФРАДКОВ – премьер-министр

Александр ЖУКОВ – вице-премьер

Алексей КУДРИН – министр финансов

Михаил ЛЕСИН – советник президента

Леонид РЕЙМАН – министр информационных технологий и связи

Галина КАРЕЛОВА – председатель Фонда социального страхования

Александр ХЛОПОНИН – губернатор Красноярского края

Николай МЕРКУШИН – глава Республики Мордовия


Справка «НИ»

Первые «трудовые семестры» у советских студентов начались летом 1924 года, после того как ВЦСПС и Наркомат труда и просвещения разработали специальную инструкцию о практике студентов в летнее время. В соответствии с этим документом комсомольским организациям вузов надлежало организовывать труд студентов во время каникул на промышленных и сельскохозяйственных предприятиях страны. Первыми откликнулись на призыв студенты МВТУ им. Н.Э. Баумана. В 1933 году трудились уже 350 тыс. представителей вузовской молодежи. «Трудармейцы» работали на строительстве Магнитки и Днепрогэса, Московского метрополитена, железной дороги Москва–Омск, на уборке урожая в Подмосковье и на Украине, заготовке леса на севере и в Сибири. Первая послевоенная студенческая бригада была сформирована в 1948 году в Ленинграде. Ее ядро составили студенты Политехнического института. Они отправились на строительство Непповской и Ложголовской ГЭС Ленинградской области. Расцвет движения студенческих стройотрядов пришелся на середину 70-х – 80-х годов. На 110 ударных комсомольских стройках тогда работали 784 тыс. бойцов ССО. Общее число участников движения стройотрядов за 1959–1986 годы насчитывает почти 13 млн. человек. Система ССО распалась в годы перестройки и начала возрождаться только сейчас. Сегодня в России работают 1675 ССО, в которых трудятся 81 179 человек.

"