Posted 22 июля 2004,, 20:00

Published 22 июля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

Футбол для пальцев

Футбол для пальцев

22 июля 2004, 20:00
Компьютерные игры уже давно перестали быть детской забавой. Всеобщая компьютеризация превратила их в многомиллиардный бизнес. А игроки не сидят по домам у своих мониторов, а соревнуются друг с другом, причем в мировом масштабе. Не отстает от планеты всей и наша страна. В первой декаде июля в Москве состоялся финал наци

Starcraft: Broodwar. Warcraft III: The Frozen Throne. Counter-Strike: Condition Zero. Unreal Tournament 2004. Need for Speed: Underground. Halo. Project Gotham Racing 2. FIFA 2004. Вы еще не устали от этих трудных непонятных слов? Так вот, это популярнейшие в мире компьютерные игры, которые не менее сложны, чем их названия. И, между прочим, для нескольких тысяч наших с вами соотечественников это родные слова, потому что они часами рубятся в эти игры. Большинство – в свободное от основного занятия время. А для некоторых это и есть основное занятие. То есть они – киберпрофессионалы. Лучшие из них участвуют в турнирах, за победу в которых можно получить неплохие деньги. Так, в крупных городах подобные соревнования проводятся практически еженедельно, а награда чемпиону составляет несколько сотен долларов. 75 тыс. американских денежных единиц – таков был призовой фонд московского финала российского отборочного тура Всемирных игр, недавно прошедший в развлекательном центре «Тишинка». Неплохо, не правда ли?

Вы считаете, что компьютерные игры – всего лишь спорт для пальцев, доступный каждому, и вам самим захотелось заработать столь легким вроде бы способом на жизнь? Не будьте слишком наивны. Ваш корреспондент тоже в молодости баловался некоторыми игрушками из перечисленных выше. В частности, играл в FIFA – компьютерный футбол. Резался даже в интернет-лиге с друзьями, не самыми плохими, как мне казалось, игроками. А затем довелось пересечься с одним из настоящих мастеров, который уделал меня со счетом, крайне неприличным не то что для футбола – даже для баскетбола. Именно после этого события иллюзии окончательно рассеялись – чтобы достичь в киберспорте хотя бы относительных высот, им надо заниматься серьезно. И вкладывать в свои тренировки, между прочим, немалые деньги, так как, купив компьютер, без его постоянной модификации, или, как говорят специалисты, «апгрейда», не обойтись. Иначе о мечтах стать лучшим из лучших можно забыть. Ну и времени, само собой, придется потратить немало. Если конкретно – в режиме подготовки к турнирам участники тренируются по пять-шесть часов ежедневно. Многие из них совмещают тренировки с учебой или работой. Как им это удается – уму непостижимо.

Может быть, именно поэтому у большинства участников баталий на «Тишинке» вид был довольно изможденный. Это относится и к девичьим командам, которые проводили в рамках турнира показательные матчи. Ей-богу, если представить, что эти очаровашки тоже по полдня, а то и больше торчат перед монитором – не по себе станет! Вообще в плане зрелищности командное соревнование девушек вместе с предшествовавшей ему торжественной презентацией – пожалуй, самое яркое событие финала. Чтобы с интересом смотреть на большом экране обычные игры, надо в них разбираться. Обычному посетителю разобраться в происходящем на сцене было трудновато. Стук клавиш и беспорядочное мелькание картинок на дисплее – не самое увлекательное зрелище. Но для компетентных зрителей оно слаще любого футбольного или хоккейного матча. Болельщики неотрывно следят в темноте за происходящим на сцене и время от времени взрываются аплодисментами.

Тренировки. Турниры. Призовые. Зрители. Все атрибуты настоящего профессионального спорта налицо. Есть даже легионеры. К нашим командам, правда, пока это не относится, но в других странах даже трейды – обмен игроками между клубами – обычное явление. Так все же что такое киберспорт? Спорт или не спорт?

С точки зрения оптимиста, безусловно, да. Как сказал один из участников финала, если отбросить предрассудки, связанные с традициями, историей и прочими подобными вещами, любой вид спорта – это разработка определенной группы мышц. Грубо говоря, велогонки – это ноги. Гребля – руки. Чем, собственно, киберспорт хуже стрельбы, керлинга или городков? Это разработка мышц пальцев и быстроты реакции. Кому-то нравится бить боксерской перчаткой по лицу, а кому-то – пальцами по клавишам. Вопрос вкуса. С точки зрения пессимиста дело, конечно, обстоит иначе. В идеальном варианте, который определен толковым словарем Ожегова, спорт – комплекс физических упражнений для развития и укрепления организма. А о каком укреплении организма может идти речь при шестичасовом сидении за монитором? Хорошо, что при нынешнем развитии высоких технологий речь не идет о губительном воздействии излучения на глаза. Но все равно от такого напряжения зрения, что признают и сами «геймеры», полезного мало. Впрочем, эти же «геймеры» со знанием предмета тут же начнут рассуждать о профессиональных болезнях, присущих каждому виду спорта, и расскажут про больные ноги футболистов и расшатанные суставы фигуристов. Кстати, многие футболисты сами поигрывают в компьютерный футбол, но воспринимают это только как способ убить время перед матчем. Киберфутболист же в ответ скажет – ну и что, а я убиваю время, гоняя мяч по двору. В общем, вопрос неоднозначный.

Хотя председатель федерального агентства по физической культуре и спорту Вячеслав Фетисов официально признал компьютерные игры видом спорта. Значит, процесс пошел. Организаторы киберигр уже заявляют свои претензии на то, чтобы в будущем компьютерный спорт был включен в олимпийскую программу. Над этим, правда, им еще придется поработать, но в том, что касается популярности киберспорта в мире, – проблем нет. В финале World Cyber Games 2004 в Сан-Франциско примут участие представители 60 стран. И россияне, кстати, статистами в нем не будут. Есть уже у нас и свои чемпионы, и призеры Всемирных компьютерных игр. И можно не сомневаться, наши «кибернетики» еще себя покажут.



ЛУЧШИЕ КИБЕРСПОРТСМЕНЫ РОССИИ:

Виктор ГУСЕВ (M19*Alex) – двукратный чемпион российского этапа Всемирных киберспортивных игр по FIFA.

Александр ВОЛОДИН (FM^Navigator) – двукратный чемпион российского этапа Всемирных киберспортивных игр по Unreal Tournament.

Андрей КУХЛАНИДЗЕ (PGC Androide) – чемпион российского этапа Всемирных киберспортивных игр по Starcraft: Broodwar.

Игорь ЛЯЛИН (Caravaggio) – чемпион российского этапа Всемирных киберспортивных игр по Warcraft III: The Frozen Throne.

Александр НОВОПАШИН (USSRx.Turboletik) – чемпион российского этапа Всемирных киберспортивных игр по Need for Speed: Underground.

Алексей КОЗЛОВСКИЙ (NooK) – чемпион российского этапа Всемирных киберспортивных игр по Counter-Strike.

Все они входят в состав сборной России, которая примет участие в финальном турнире Всемирных киберспортивных игр в Сан-Франциско с 6 по 10 октября 2004 года.


СПОРТИВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

"