Рус
Eng

Три века вражды: есть ли шанс сегодня примириться с церковными раскольниками

Три века вражды: есть ли шанс сегодня примириться с церковными  раскольниками
Три века вражды: есть ли шанс сегодня примириться с церковными раскольниками
23 июня, 12:53ОбществоФото: Художник А.КившенкоЦарь Алексей Михайлович и Патриарх Никон на Церковном Соборе 1654 года
5 декабря 1620 года в селе Григорово Нижегородского уезда в семье приходского священника родился мальчик, вошедший в историю России как протопоп Аввакум, «огненный протопоп». Жизнь и житие протопопа Аввакума – трагическая энциклопедия русского церковного раскола.

Сергей БАЙМУХАМЕТОВ

Празднование его 400-летия планировалось на 2020 год как цикл значимых общественно-культурных мероприятий, но сорвалось из-за пандемии коронавируса и было перенесено на 2021 год. Недавно в Москве прошел Международный старообрядческий форум, посвященный Аввакуму, 30 июня в Российском этнографическом музее откроется выставка «Древлеправославие: символы сохраненных традиций».

Не только за 350 прошедших лет, а сразу же, в ходе трагических событий, слова и понятия изменили смысл. Бывшие рьяные старообрядцы стали адептами нового, официального государственного курса, а своих единомышленников, сторонников древнего канона, древнего благочестия - объявили смутьянами, бунтовщиками - раскольниками. То есть на самом-то деле все было наоборот.

А кто на самом деле был раскольником?

Мы говорим уже привычные слова: раскол, патриарх Никон, исправление церковных книг, двуперстие, староверы… А за ними – кровь, огонь, пожирающий живых людей, насилие и яростное стремление изничтожить друг друга.

Но что там было помимо ярости и ненависти?

Начнем с того, что патриарх Никон, зачинатель церковной реформы, обернувшейся великим расколом - сам был старообрядцем.

Ничего нового, так издавна заведено в человечестве. И в Европе многие из палачей и яростных истребителей ереси сами были прежде еретиками или детьми и внуками еретиков.

В принципе, да, так. Но в данном случае параллели с Европой неправомерны. И катары, и последователи их - альбигойцы, и манихеи все-таки были «еретиками», то есть ниспровергателями канона.

У нас же - наоборот.

У нас символ яростного старообрядчества протопоп Аввакум, гонители старообрядчества патриарх Никон и царь Алексей в начале начал были единомышленниками, членами одного кружка. Причем Аввакум там был на вторых-третьих ролях.

Патриарх Никон)
Фото:Неизвестный художник
Протопоп Аввакум
Фото:Художник Т.Быкова

У нас «старообрядчество» было самым что ни на есть каноном.

То есть официальным порядком.

Суть в том, что церковный устав, принятый в древнем православном мире, ведет начало от Византии. Но Византия пала – вначале под ударами западных крестоносцев, потом – под ударами турков. И в православном мире распространился новый, греческий устав. А первоначальный, византийский, сохранился только на Руси.

Стоглавый собор 1551 года подтвердил старый устав и утвердил верность старым обрядам. Православным было предписано истребить в церковной службе многогласие (пение и чтение одновременно), всячески изничтожать в народе игрища, празднества, одним словом – богохульное скоморошество. И еще раз подтверждалось, что креститься надо двумя перстами: «Аще ли кто двѣма персты не благословляетъ, якоже и Христосъ, или не воображает двѣма персты крестнаго знамения, да будет проклят». Предписание о двоеперстии еще с 1640 года было напечатано во всех богослужебных книгах.

Новые патриархи и новые цари продолжали дело Стоглавого сбора. Патриарх Иоасаф I, царский духовник Стефан Вонифатьев, протопоп московского собора Казанской божьей матери Иван Неронов, полностью попавший под их влияние юный царь Алексей и его друг боярин Федор Ртищев – сторонники древнего благочестия. Самый ревностный среди них - Никон. Повторю: протопоп Аввакум, ставший символом старообрядческого фанатизма, был в их компании на вторых-третьих ролях.

А потом все вдруг повернулось на 180 градусов.

Никон, став патриархом, предложил ввести новый, греческий устав и начал церковную реформу, отменившую решения Стоглавого собора. То есть, с точки зрения канонов Стоглавого собора, раскольником был Никон. Раскольником была стоявшая за ним официальная церковь. Раскольником был царь Алексей. Раскольником было государство Русское.

Другое дело, что раскольниками во все времена объявляли не тех, кто отклонялся от той или иной идеологии, от того или иного канона, а тех, кто отклонялся от ее государственного воплощения. Те же, что проводили в жизнь ту или иную новую государственную идеологию и политику, называли и называют себя реформаторами.

В 1653 году патриарх Никон единоличным решением отменил решение Стоглавого собора и разослал по церквам распоряжение совершать крестное знамение «тремя первыми перстами». В 1654 году царь Алексей и Патриарх Никон созвали Московский Поместный собор, на котором Никон излагал суть нововведений, а царь Алексей тотчас же первым одобрял их. Таким образом, возражать - значило возражать царю. Все иерархи, кроме Павла, епископа Коломенского и Каширского, покорно молчали. (Впоследствии епископа Павла лишили сана, бросили в темницу и тайно убили.)

Собор под давлением царя и Патриарха постановил исправить русские богослужебные книги по греческим образцам. Так началась церковная реформа Патриарха Никона. Понятно, она встречала тайное и явное сопротивление в пастве и клире.

Тогда был созван Большой Московский Собор (ноябрь 1666 - август 1667). На нем ревнителей старого обряда объявили раскольниками и еретиками, предали анафеме. Словопрения закончились - начались гонения и казни.

Отрезали языки и рубили пальцы – чтобы не проповедовали и не крестились двумя перстами

Старообрядческая икона начала XIX века - протопоп Аввакум и его союзники - епископ Коломенский Павел, диакон Феодор, инок Епифаний Соловецкий и иерей Лазарь

Боярыню Феодосию Морозову и княгиню Евдокию Урусову после пыток на дыбе хотели предать лютой казни – сожжению заживо. В Европе еретиков сжигали на кострах, привязав к столбу, а на Руси – в деревянных срубах, не привязывая, и они там, внутри, метались в огне. Такая же участь ожидала Морозову и Урусову.

Однако воспротивилась Боярская дума. И царь не осмелился. Ведь Алексей – всего лишь второй царь из Романовых, к тому же Романовы - не высшая знать. На Руси исконно было шестнадцать знатнейших родов, представители которых становились потомственными боярами - Черкасские, Воротынские, Трубецкие, Голицыны, Хованские, Морозовы, Шереметевы, Одоевские, Пронские, Шеины, Салтыковы, Репнины, Прозоровские, Буйносовы, Хилковы и Урусовы. В Смутное время под грамотами о спасении Руси, которые рассылались по всей стране, первой была подпись боярина Морозова.

Так что царь не решился на лютую казнь женщин столь высокородных фамилий.

Не добившись пытками отречения, их увезли в Боровск и там бросили в земляную тюрьму – в глубокую яму, морили голодом.

11 сентября 1675 года умерла княгиня Урусова.

В ночь на 2 ноября – боярыня Морозова.

Боярыня Морозова
Фото:Художник В.Суриков

Они были сестры не только по вере, но и по крови - урожденные Соковнины.

Их страдания и судьбы – в ряду других, многих и многих. Точно такие же и более страшные муки претерпевали десятки и десятки тысяч их сестер и братьев по вере.

Однажды даже привычная ко всему Москва поразилась – когда увидела, как ползают, катаются по Красной площади и мычат бессмысленно десятки людей. Это старообрядцам отрезали языки, чтоб не молвили слово свое еретическое.

Попу Лазарю отрезали язык и отрубили руку по запястье.

Диакону Феодору отрезали язык и отрубили руку поперек ладони.

Старцу Епифанию отрезали язык и отрубили четыре пальца.

Руки, ладони, пальцы рубили – чтоб не крестились двуперстием.

Всем, кого вместе с протопопом Аввакумом сослали в Пустозерск, отрезали языки. Но, видимо, не полностью, потому что они продолжали говорить, пусть и маловнятно. Они проповедовали из своих зловонных ям! И склоняли стражу на свою сторону.

Поэтому всем им вторично отрезали языки. Чтоб замолчали.

Только Аввакуму не рубили пальцев и не резали язык – царь Алексей, наверно, жалел его как своего прежнего наперсника, товарища, вместе с которым говорил некогда о старинном благочестии и старинных обрядах.

Протопоп Аввакум на пути в ссылку
Фото:Художник С.Милорадович
Памятник протопопу Аввакуму

14 апреля 1682 года Аввакума, Епифания, Лазаря и Феодора сожгли в деревянном срубе. Известная картина Г. Мясоедова «Сожжение протопопа Аввакума» – художественная интерпретация. Староверов не привязывали к столбам, а сжигали в срубах, и они там, внутри, метались в огне. На глазах людей, которые стояли, сняв шапки.

Аввакум осенял себя двуперстным крестом и кричал: «Будете этим крестом молиться — вовек не погибнете, а оставите его — городок ваш погибнет, песком занесет. А погибнет городок, настанет и свету конец!»

Епископа Павла Коломенского замучили пытками и тайно умертвили.

Костромского протопопа Даниила пытали и уморили в земляной яме.

Священнику Гавриилу из Нижнего Новгорода отрубили голову.

Сожжение протопопа Аввакума
Фото:Художник П.Мясоедов

В Москве старца Авраамия и Исайю Салтыкова сожгли на костре.

Старца Иону разрубили на пять частей.

В Холмогорах сожгли Ивана Юродивого.

В Боровске сожгли священника Полиекта и с ним 14 человек.

В Казани сожгли 30 человек.

В Киеве сожгли стрельца Иллариона.

Юродивому Киприану Нагому отрубили голову в Ижме.

На Мезени повесили Федора Юродивого и Луку Лаврентьевича.

Сыновей протопопа Аввакума тоже приговорили к повешению. Но они покаялись и были помилованы – их вместе с матерью всего лишь «закопали в землю», то есть посадили в земляную яму.

«Нельзя, чтобы нам не гореть - некуда больше деться»

С 1676 года начались массовые самосожжения. Их называли – «гари». Когда царские войска подходили к старообрядческим селам, церквам, городам, старообрядцы, чтобы избежать битья батогами, ссылки или смертной казни, пыток с требованием отречения от веры, - сжигали сами себя. Как говорил старец Сергий: «Поистине нельзя, чтобы нам не гореть - некуда больше деться».

Только за десять лет только в одном Пошехонском уезде Ярославской губернии в «гарях» погибло 2000 человек.

В Тюмени поп Дометиан устроил массовую «гарь» для 1700 человек.

В Палеостровском монастыре на Онежском озере сожгли себя 2700 старообрядцев. Это уже 1687 год.

На следующий год в том же монастыре в боях с царскими войсками погибли и сожгли себя еще 1500 человек.

Самосожжения продолжались и в XVIII веке. И даже в XIX веке. Только представьте – жил уже Пушкин, наш солнечный гений, дитя света, а его современники сжигали себя на кострах.

По приблизительной статистике, только за 15 лет с начала «гарей», с 1676 по 1690 год, на Руси сожгли себя заживо более 20 тысяч человек.

Тех, кто покончил самосожжением в XVIII и XIX веках, не считали.

Тех, кого забили до смерти батогами, сожгли, повесили, отрубили голову или казнили каким другим способом по велению власти в XVII и XVIII веках – не считали. Есть только общие расчетные данные.

Многие историки определяют Раскол как Русскую катастрофу с далеко идущими тяжкими последствиями.

Главный научный сотрудник Института экономики РАН Никита Кричевский в книге «Антискрепа» пишет: «Если хронологически экстраполировать прирост населения, достигнутый в период 1646–1678 годов, на последующий временной этап 1678–1719 годов, то численность населения России к 1719 году могла бы составить не 15,6 млн, а 17,8 млн человек. Таким образом, в 1678–1719 годах общее число жертв Раскола – казненных, замученных, умерших, неродившихся – составило 2,2 млн человек».

Здесь речь не только о прямых жертвах, но и о неродившихся. Отметим: 2,2 миллиона от 17,8 миллиона – это убыль одной восьмой части населения.

Все это душегубство вершилось именем православной церкви и государства.

Десятки тысяч старообрядцев сожгли себя заживо. Тех, кого казнили по велению власти в XVII и XVIII веках – не считали. По данным Института экономики РАН, убыль населения в 1646–1678 годах, включая неродившихся - 2,2 миллиона человек». Это одна восьмая часть тогдашнего населения Руси.

То, что и в Европе сжигали людей на кострах - не повод для оправдания наших аутодафе. Европа, хоть и спустя века, признавала вину. Вспомним покаяние Римской католической церкви за Крестовые походы, инквизицию, Варфоломеевскую ночь, антисемитизм церкви, «за зло, содеянное братьям из других конфессий», вспомним реабилитацию Джордано Бруно, Галилео Галилея, Савонаролы, Яна Гуса, Мартина Лютера...

Мы, похоже, и через века ничему не учимся и уж тем более ни в чем не раскаиваемся.

Власть никогда не кается

Конечно, время смягчало сердца. Были попытки создания единой церкви, старообрядцы даже соглашались на это. Но ничего не получилось.

В 1929 году Московская патриархия признала гонения на старообрядцев, как бы это сказать, - неправомерными. В специальном документе «Деяние» написано: богослужебные книги старообрядцев «признаем православными», двуперстие и другие каноны старообрядчества - «благостными и спасительными». А «порицательные выражения» и «клятвенные запреты», то есть проклятия церкви – «отвергаем и яко небывше вменяем».

По поводу «яко небывше» покойный Николай Николаевич Покровский - академик, исследователь истории старообрядчества - говорил мне в беседе за чаем еще в советские времена: «Это все равно, как сегодняшнее правительство объявило бы 6 лет моего срока на политзоне в Дубровлаге - яко небывше».

Большой Московский Собор 1566 – 1567 годов, на котором старообрядцев объявили еретиками и предали анафеме
Фото:Художник С.Милорадович

Старообрядцев возмущает, что кровавые гонения, сожжение людей названы официальной церковью всего лишь «порицательными выражениями». У них было и осталось одно главное требование – покаяние Русской Православной Церкви на Поместном Соборе. Но церковь, подтвердив формулировки «Деяния» на Поместных Соборах 1971 года и 1988 года, покаяние отвергает.

И это тоже наша, российская историческая, политическая, общественная реальность и традиция – власть никогда не кается. (Церковь в данном случае – та же власть.) Репрессии сталинских времен определили как «последствия культа личности». До сих пор не мытьем так катаньем пытаются замолчать и даже оправдать невиданные преступления, невиданные жертвы, внедряли в школы учебники, где Сталина называли «эффективным менеджером».

В этом стремлении сходятся и нынешние руководители компартии, и нынешняя власть, якобы проклинаемая нынешними коммунистами.

«Вся эта неистовая трата духовной энергии и религиозного героизма не может не вызвать в нас великого сожаления», - писал А.В. Карташев, крупнейший исследователь истории русской церкви. Некоторые историки считают церковный раскол источником всех последующих бед России, уподобляя случившееся едва ли не самосожжению страны. Наверно, это преувеличение. Но вина церкви безусловна. Ведь не сам народ зашел в «ересь» - туда его завели церковные иерархи. Более того, вина их неизмерима, ведь они – пастыри. Но потом патриарх Никон и царь Алексей вдруг развернулись на 180 градусов, объявили себя реформаторами, а своих прежних единоверцев – еретиками.

Наконец, куда и зачем торопились? Зачем лютовали? Если власть – и церковная, и светская – в ваших руках, то зачем казнить?! Подождите, воспитывайте новых, грамотных попов, рассылайте их по приходам, пусть проповедуют новый, правильный канон, просвещают заблудшие души. Через век просвещения победа все равно будет за вами.

Но нет. Всех, кто думает иначе, надо немедленно заставить думать, как велено! Насилие - как решение всех проблем. А они так не решаются. Насилие – особенно в вопросах веры – калечит народ и страну, остается и саднит через века.

И это уже не вина, а беда. Беда церкви, общества, государства. Да, насилие – всемирно. Но мы ведем разговор не о мировой истории, а о русской доле и русской судьбе. О том, что насилие и жесткость – заданный зловещий пунктир русской жизни. Как нынче говорят – парадигма.

Старообрядчество могло стать шариатом для Руси?

А теперь я разверну ход рассуждений на 180 градусов.

Вполне возможно, что старообрядцы стали бы большей бедой для Руси, России.

Трудно такое говорить при общем сочувственном отношении к ним. Симпатии всегда на стороне мучеников. Тем более – мучеников веры.

Но… Прошло много времени. Попробуем анализировать спокойно.

Посмотрим, в каком направлении шла Русь во главе с патриархами-старообрядцами и царями-старообрядцами.

Патриарх Филарет в 1627 году запретил ряженье, колядованье и обрядовые языческие игры. Патриарх Иосиф велел бороться нещадно со скоморохами. Царь Алексей в грамоте 1648 года запретил все игрища, увеселения: медведей не водить, не петь, не плясать, на качелях не качаться, домры, сурны, гудки и гусли сжечь, а кто ослушается – бить батогами.

На Руси железной рукой вводилась аскеза.

Это были фанатики. Они называли себя «воины Христовы». Скоморохов, художников, танцоров, певцов, поэтов – всех бы сожгли. Пушкина бы не было – уверяю вас.

Выпьем, добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя; где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Как бы не так. Сожгли бы вместе с кружкой и с няней Ариной Родионовной.

Русь, более чем вероятно, стала бы православным подобием исламского государства. Вспомним: арабы в ранние века были передовыми людьми мира. Арабская наука и культура достигли невиданных высот, в то время как Европа пребывала в дикости и варварстве. Но пришел ислам и подавил науку, литературу, живопись – всю светскую культуру.

А старообрядцы были не менее жесткими, чем мусульманские ортодоксы. Видимо, Никон и царь Алексей вовремя поняли, куда они сами же ведут страну. И спохватились. И резко повернули руль.

Да, власть и преемники Никона - патриарх Иоасаф II и патриарх Иоаким расправились со староверами с истинно старообрядческой неумолимостью.

Хотя были и попытки убеждения, переубеждения. Но они заранее обрекались на провал при общей нетерпимости обеих сторон. Вот пример. Летом 1682 года в Грановитой палате Кремля состоялся диспут при большом стечении народа. От официальной церкви – Афанасий, епископ Холмогорский. От старообрядцев - суздальский протопоп Никита Добрынин.

Афанасий, искушенный в книжном знании человек, легко разбил все аргументы Никиты, поставил того в тупик. Предание гласит, что Никита, не найдя слов для достойного ответа, разъярился и набросился на Афанасия с кулаками.

Как отреагировали старообрядцы? Криками восторга. Они прошли по Москве торжествующей толпой, поднимая руки с двуперстием и крича: «Тако слагайте! Победихом!»

Переубедить их было невозможно. Только ждать. Десятилетиями. Но церковь и власть решили: раз нельзя переубедить – надо заставить или уничтожить.

Началась война на истребление. Официальная церковь и власть совершили преступление, залив кровью и затмив пожарами русскую землю, преследуя, убивая русских людей за веру.

В то же время нельзя не думать (а об этом как раз мы и не думаем), что в случае победы старообрядцев крови, жестокости и насилия могло быть больше. Вот что писал Аввакум: «Всех что собак перепластал бы в один день. Сперва Никона — собаку рассек бы начетверо, а потом и никониан...»

Какое уж тут христианское смирение и благолепие. Да, это писал человек, доведенный до крайности, в состоянии ожесточения всех человеческих сил. И это правда. Но и общий настрой старообрядцев был именно таким. Победи староверы – никому не дали бы послабления. Ни в чем. Ни в вере, ни в быту.

Вот почему я считаю, что кровавая победа никонианской, государственной церкви стала меньшим злом. Никонианская церковь все-таки компромиссна, снисходительна к слабостям человеческим. С ней можно было жить. А старообрядцы могли превратить Русь в государство с законами нетерпимей шариата.

И в завершение - современный сюжет. Из документального фильма Александра Клюшкина и Татьяны Малаховой «Алтайские кержаки», телеканал «Культура», 2006 год.

Фильм сделан благожелательно, тепло, с полным вниманием и уважением. Есть там почти финальная сцена. За прялкой сидит парень лет восемнадцати, зовут - Александр. На Заячьей заимке, где он живет, около десяти дворов, электричества и телевизора нет - это грех. Правда, транзисторные радиоприемники и магнитофоны у молодежи есть. Старики осуждают, но не очень сурово. Батареек-то все равно нет. Александр сделал из прялки динамо-машину. Прядет, крутит колесо, и прялка дает электричество для крошечной лампочки над станком и для транзисторного магнитофона. Вечерами он работает на прялке с электрическим освещением и музыкой. В школу никогда не ходил, об электрических законах Ома, Фарадея и прочем не знает. Сам додумался, сам сделал. Прялка-электростанция!

Несбывшийся Кулибин и Ломоносов.

Однако далеко не везде нравы столь жесткие. Время берет свое. Старообрядческая культура уже входит составной частью в общероссийскую и общечеловеческую культуру, вплоть до статуса в ЮНЕСКО.

В мае 2017 года президент Путин приехал в Рогожскую слободу – исконный центр староверов, сейчас известный еще и как историко-архитектурный ансамбль «Рогожская слобода».

«Вы совершили сегодня, я думаю, историческое событие. Впервые за историю старообрядчества, за 350 лет, глава русского государства посещает старообрядческий духовный центр, за что мы вам очень благодарны», - сказал предстоятель Русской православной старообрядческой церкви митрополит Корнилий.

Президент Путин и до того, и после не раз встречался с духовным лидером российских старообрядцев, но приезд в Рогожскую слободу, экскурсия, фотографирование с иерархами церкви у Покровского собора – демонстративный акт, рассчитанный на громкий резонанс и определенное понимание как в широких общественных, так и в узких церковных кругах.

Ведь, к тому же, приезд главы государства негласно оказался приурочен к 350-летию окончания Большого Московского Собора, на котором старообрядцев объявили еретиками и раскольниками, предали анафеме. Такие визиты расцениваются как изменение внутренней политики государства к старообрядцам, как сигнал: «Пора мириться, 350 лет прошло…» И 400-летие протопопа Аввакума – громкий, очевидный этап и повод для такого примирения.

Еще раньше, в 2016 году, президент Путин поддержал инициативу митрополита Корнилия о праздновании 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума, почитаемого у старообрядцев как исповедник и священномученик. Затем глава государства поручил правительству принять участие, разработать и осуществить план совместных мероприятий. Была создана рабочая группа с представительством заинтересованных сторон. Но… Здесь нельзя не упомянуть о конфликте в церковной среде.

Кадр из телефильма «Алтайские кержаки»-2

В России две основные, не считая мелких обособленных общин, старообрядческие церкви. Самая крупная, более 370 приходов, Русская православная старообрядческая церковь, и вторая по значимости – Русская древлеправославная церковь, около 80 приходов.

В сентябре 2020 года Московский патриархат РДЦ объявил о выходе из рабочей группы. Высшие иерархи РПЦ, РПСЦ и РДЦ не прокомментировали происшедшее, но священнослужители рангом ниже обменивались резкими публичными выступлениями в прессе, в социальных сетях, с перечисление взаимных претензий, изложением принципиальных позиций. Не будем их здесь цитировать, дабы не умножать поводы для раздора.

Значит, все равно нет мира под оливами? В какой-то степени, да. Но – лишь в какой-то степени. Потому что, помимо разногласий иерархов, есть жизнь паствы, то есть рядовых граждан. А также деятельность правительственного, чиновного аппарата, который выполняет поручение президента и готовит цикл мероприятий к 400-летию протопопа Аввакума.

И здесь они – бытование рядовых старообрядцев и деятельность правительственных чиновников – ведут к одной цели, к одному результату.

При словах «старообрядческое село» и «старообрядческие нравы» тут же возникает стереотипная картина: что-то мрачноватое, темно-серое, аскетическое, некое сознательное ограждение от нашего общего мира, включая образование, достижения науки и техники. Я уже приводил пример, как мальчик из староверской заимки сам изобрел и сделал динамо-машину, мини-электростанцию из… прялки. При этом он не знал законов электротехники, потому что в школу не ходил, запретили старшие. Да, в некоторых краях и областях есть общины, которые живут замкнуто, отдельно, никого не пускают в свой мир и, разумеется, сами не участвуют в жизни сел..

Но далеко, далеко не везде. Пример – старообрядческие села Бурятии. Они красочные и веселые, как детские рисунки. Никакой мрачности, серости, угрюмости. Села Десятниково и Большой Куналей, например, признаны самыми красивыми в России.

Эти села Забайкалья – не единичный и уж тем более не частный случай. В Бурятии, при общей численности населения республики в 986 тысяч человек, живут 200 тысяч прямых потомков тех старообрядцев, что были высланы сюда по велению властей два с половиной века назад. «Наши старообрядцы при своей самобытности открыты для всего самого современного и прогрессивного», - говорит Сергей Чебунин, хормейстер этнографического ансамбля «Судьбинушка» из села Тарбагатай. В 2006 году в Тарбагатае открыли Музей истории и культуры старообрядцев, созданный местным священником отцом Сергием. В нем около 700 экспонатов.

Казалось бы, вот где простор для федерального телевидения. Ан нет. Мы мало знаем о современной жизни староверов. Между тем ЮНЕСКО внесла культуру забайкальских старообрядцев в ряд шедевров всемирного нематериального наследия человечества.

Теперь вернемся к скучным словам «мероприятия на правительственном уровне», намеченные в рамках 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума. За администрацией –- общее руководство, финансирование, помощь, в целом – главное, то есть – обеспечение. Ведущая исполнительская роль, разумеется, отдается научным, художественным, литературным, общественным организациям и институтам. Свои программы и планы разработали Российская академия наук, Российская государственная библиотека, Государственный исторический музей, Российская академия художеств, Государственный архив, союзы писателей, департаменты культуры Республики Коми, Республики Бурятия, Алтая, Тувы, Хакасии, Новгородской, Нижегородской областей…

Намечены международная конференция и Всемирный старообрядческий форум.

Увы, все планы сорвала пандемия коронавируса. Мероприятия перенесены на 2021 год. Но в любом случае они будут проведены, станут значимым событием в российской жизни. И страна больше узнает о староверах, ревнителях старой веры, старого обряда вероисповедания - о людях, которые живут рядом с нами, вместе с нами, составляя один народ, между прочим. И хорошо бы подключить ко всем этим масштабным мероприятиям художественные коллективы старообрядцев из всех краев и областей. С широким освещением по телевидению.

Таким образом, от забайкальских, алтайских, нижегородских сел до коридоров кремлевской администрации, министерств, ведомств и академий произойдет то, что называется обыкновенным культурным взаимодействием. Таким образом, старообрядческая история и культура предстанут как общественно обозначенная составная частью общероссийской многонациональной культуры, российского общекультурного пространства.

А культура – единственный способ сближения, узнавания, взаимодействия, устранения какого бы то ни было непонимания и тем более - противостояния.

Культура и непонимание, культура и противостояние – антиподы. Общественная атмосфера, обыкновенная сегодняшняя жизнь миллионов православных, которые в повседневности не разделяют себя по обрядам, в любом случае въяве показывает бесплодность и бессмысленность многовековой, существующей и поныне распри в верхах. Таким образом, государственный политический курс окажет решающее влияние на позиции сторон, приведет к согласию и примирению церквей, 350 лет живущих в расколе.

Жительницы села Большой Куналей

ПОСТСКРИПТУМ. ИРОНИЯ ИСТОРИИ И СУДЬБЫ.

На том же Большом Московском Соборе 1666 – 1667 годов, который объявил старообрядцев еретиками и предал анафеме, Патриарх Никон, с чьим именем прежде всего связываются реформы и раскол церкви, был лишен патриаршего сана и отправлен в ссылку. Подспудной причиной стало то, что он забрал много власти, титуловался Великим Государем, выдвинул учение о том, что «священство выше царства». Но это уже другая глава истории.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter