Posted 22 июня 2011,, 20:00

Published 22 июня 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:19

Updated 8 марта, 06:19

Вернуть свято место

Вернуть свято место

22 июня 2011, 20:00
В конце прошлой недели на заседании рабочей группы при президенте РФ по вопросам восстановления объектов культурного наследия религиозного назначения патриарх Кирилл говорил о проблеме финансирования разрушенных святынь. По его словам, государству следует выделять на эти цели в 100 раз больше средств, чем сейчас. Экспе

Закон о «церковной реституции» вступил в силу полгода назад, и пока клирики готовят списки желаемого для согласования с властями. Однако по всей стране уже прокатилась волна недовольства среди граждан. В нужных Церкви помещениях чаще всего базируются социальные учреждения – детские сады, школы, музеи, театры. Государство не спешит предложить им альтернативные строения, а церковь не считает происходящее своей проблемой.

В скором времени Санкт-Петербург может лишиться абортария, который находится в здании бывшей Крестовоздвиженской общины сестер милосердия. Защитники одноименного храма обращаются во все инстанции для возврата здания Русской православной церкви (РПЦ). Помочь им в этом может вступивший еще полгода назад в силу закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной и муниципальной собственности». Согласно ему, получить помещения и территории клирики смогут бесплатно.

Вопрос, стоит ли возвращать религиозным организациям имущество, которым они обладали до 1917 года, вызывал ожесточенные споры. Историков и искусствоведов волновал в первую очередь вопрос сохранности исторических ценностей, которые у верующих являются предметами культа. Но постепенно на первый план стала выходить проблема освобождения зданий и территорий, принадлежавших церквям до Октябрьской революции. Эксперты еще при рассмотрении законопроекта указывали, что многие социально ориентированные организации могут оказаться без крыши над головой.

Не открестятся

Систематизацией данных о том, на какие строения и земли претендуют в РПЦ, на общественных началах занимается фонд «Здравомыслие». Организации удалось получить регистрацию в Минюсте неделю назад. До этого активисты, выступающие за сохранение светских основ государства, могли только собирать информацию, в дальнейшем они намерены оказывать юридическую поддержку выселяемым организациям. На сайте организации координаторы вывесили «Клерикальную карту», на которой отмечаются случаи имущественных конфликтов с Церковью. Одно из последних сообщений касается Пермской епархии, где многих жителей волнует вопрос передачи РПЦ здания Спасо-Преображенского кафедрального собора, в котором сейчас расположена художественная галерея. Пока на карте России отмечено более 70 точек, где под угрозой оказаться на улице находятся светские учреждения, говорит президент фонда

«Здравомыслие» Артем Сафрончук.

«У нас не атеистическая линия, просто мы стараемся позаботиться о сохранении культурного наследия. Никто из властей судьбой этих учреждений заниматься не собирается», – уточняет «НИ» активист.

По словам Артема Сафрончука, о конфликте заявляет главным образом неравнодушная общественность или руководители выселяемых организаций. По мере распространения информации о фонде поток жалоб растет. В Ульяновске местная епархия РПЦ намерена забрать у государственного университета один из корпусов, где сейчас учатся студенты-медики. Ранее там располагалось духовное училище и резиденция правящего диакона, а в годы Великой Отечественной войны – госпиталь. Клирики считают, что вместо Института медицины, экологии и физической культуры в здании должны изучать духовную жизнь, а не бренное тело. В Барнауле и Смоленске под угрозой выселения оказываются планетарии. Барнаульская и Алтайская епархия уже давно ведет переговоры с местными властями о передаче им здания, которое изначально строилось как церковь. Мэрия города обещает построить здание для планетария, но средств на это пока нет. Смоленская епархия тоже настаивает на возвращении Воскресенской церкви, чей юбилей хотят отпраздновать в 2013 году. Куда успеют переселить планетарий – пока неясно.

Заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по сохранению и развитию отечественной культуры Сергей Абрамов замечает, что эксперты еще на стадии принятия закона просили внести поправку, которая гарантировала бы госорганизациям, занимающим бывшие помещения церквей, получение равнозначных зданий. «Сначала местные власти должны были бы найти им помещения, а потом уже передавали бы имущество Церкви. Но в итоге в Думе наша поправка трансформировалась, и решение, имеют ли организации право на замену, принимают местные чиновники, учитывая многочисленные условия, – говорит «НИ» эксперт. – А они действуют не в интересах гражданских учреждений. Как показала практика, мы были правы, и под удар попали наиболее беззащитные организации, относящиеся к культуре и образованию».

Артем Сафрончук считает, что бороться с ситуацией можно по двум направлениям. «Принятый закон надо соблюдать. Но он абсолютно некорректен, был принят без учета мнения экспертов. Мы будем пытаться планомерно его поправить, – говорит эксперт. – Кроме того, сейчас формируются комиссии из чиновников и представителей религиозных объединений, которые согласуют список передаваемых ценностей. Нет никого из общественности, кто мог бы их проконтролировать». По его мнению, необходимо добиваться включения в комиссию независимых экспертов, тогда они смогут протестовать уже против конкретных примеров.

«Правильно подумали о духовном»

РПЦ объясняет стремление вернуть утерянное исторической справедливостью: государство перед Церковью в неоплатном долгу, слишком большой урон был нанесен в годы советской власти. «У РПЦ осталась лишь десятая часть всех земель из когда-то ей принадлежавших. Сейчас многие наши здания уже перестроены либо разрушены. Мы можем вернуть лишь малую часть того, что нам принадлежало. Правильно, что государство, наконец, подумало о духовном», – говорит «НИ» протоиерей Владимир Вигилянский. Артем Сафрончук считает, что Церковь лукавит, когда говорит о долге перед ними. «Формирование, которое называет себя Русской православной церковью, было образовано в 1943 году. Чисто юридически они не имеют никакого отношения к этой собственности, которая до 1917 года была у государства и закреплялась за православной церковью, – объясняет активист. – Но на момент царской власти Церкви ничего не принадлежало, она была как бы одним из министерств».

Сколько точно земель и зданий намерена вернуть себе РПЦ и как решаются конфликтные ситуации, в юридической службе Московского патриархата «НИ» сообщить отказались. По неофициальным данным, Церкви должны отойти здания 443 монастырей, 12,5 тыс. церквей и около двух млн. гектаров земли. Только в столице, по самым скромным подсчетам, под реституцию может попасть собственность стоимостью порядка 50 млрд. долларов США. Помимо доходов возвращенное имущество повлечет и серьезные расходы, считает директор Института религии и права Роман Лункин. «Церковь не справится с финансированием получаемой собственности. Последние заявления о недостатке финансирования на реставрацию святынь говорят о том, что будет требоваться все больше и больше средств», – заявляет «НИ» эксперт. В РПЦ уверены, что справятся не только с помощью государства, но и благодаря добровольным пожертвованиям прихожан. «Вряд ли найдется такое количество православных верующих, постоянно посещающих храмы, на чью помощь рассчитывает Церковь», – сомневается г-н Лункин.

Как быть с организациями, которые сейчас занимают здания, в Церкви решать не намерены. По мнению Владимира Вигилянского, даже если в сложную ситуацию попадают образовательные и культурные учреждения, заниматься их судьбой обязано государство. «Власти должны предоставить помещение, добиться этого – дело руководителей организаций, – замечает священнослужитель. – Если бы я был на месте руководителя, я бы не хотел занимать это помещение, отобранное когда-то государством у Церкви». Роман Лункин замечает, что чиновники зачастую предпочитают просто не признавать конфликтные ситуации. Если с культовыми сооружениями все ясно, то зачем РПЦ здания и территории других конфессий – непонятно, удивляется эксперт.

Смена веры

РПЦ удалось добиться получения искомых территорий в Калининградской области. Прошлой осенью облдума приняла постановления, согласно которым РПЦ получила в свое распоряжение 14 зданий, среди которых тевтонские замки, бывшие лютеранские кирхи и католические костелы. Документы были приняты до федерального закона о «церковной реституции». «В итоге владевшие зданиями до 1947 года религиозные организации не смогли воспользоваться своими правами на территории, – рассказывает «НИ» местный издатель Борис Образцов, который сейчас борется в судах за отмену региональных законов. – Они обращались ранее к государству с просьбой передачи им объектов, но им систематически отказывали, просили дождаться федерального закона».

Активист замечает, что РПЦ передали не только религиозные сооружения с территории, где православие не было распространено, но и орденские замки, которые вообще не являются предметами культа. «Многие специально приезжают на них посмотреть. Часть зданий уже реставрировалась. Например, в замке Нойхаузен готовились приступить к работам на деньги Евросоюза. В рамках программы по восстановлению замков в Польше и Калининграде была сделана проектно-сметная документация. После трех лет согласований ЕС выделил три млн. евро. Узнав, что здание перешло РПЦ, все закончилось», – рассказывает активист. К тому же большая часть кирх была занята культурными организациями. Так, в кирхе Луизы располагался кукольный театр, а в кирхе Святого семейства – областная филармония.

В правительстве Калининградской области «НИ» сообщили, что конфликт давно утих, а «дом-музей литовского деятеля Возрождения Кристиониса Донелайтиса исключили из числа передаваемых объектов». Местная епархия уточняет, что все учреждения, занимающие проблемные здания, останутся там же «на основе договоров безвозмездного пользования», а полученные замки обретут новую жизнь. «Переданные Калининградской епархии строения в большинстве своем представляют собой руины и требуют восстановления или капитального ремонта. На первом этапе весной этого года силами верующих были проведены субботники по расчистке мусора и завалов», – говорит «НИ» руководитель отдела коммуникации Калининградской епархии иерей Михаил Селезнев.

Борис Образцов, несмотря на отказ областного суда рассмотреть его иск об отмене местных законов, продолжает бороться «за историческую справедливость». «В суде посчитали, что раз я физическое лицо, не представляющее никакую религию, то могу говорить лишь о личном ущербе, который мне нанесли законы о передаче имущества РПЦ», – поясняет калининградский издатель. Вместе с адвокатом он отправил жалобу в Верховный суд РФ. «Я могу ссылаться на то, что мне, как представителю другой конфессии, запрещено заходить в культовые места чужой религии. Раз филармония и замок принадлежат РПЦ, я не смогу их посещать, а это нарушает мои права», – считает г-н Образцов. В Калининградской епархии замечают, что на территории области храмы уже меняли свою конфессиональную принадлежность – из католических становились протестантскими. После того как в ХХ веке ситуация изменилась, вполне логично, что многие кирхи стали православными храмами, считает иерей Михаил.

Между двумя патриархатами Украинской православной церкви идут настоящие битвы за собственность

Реституция на Украине проходит мучительно. Самое уязвимое место – правонаследование. На возвращение одних и тех же объектов претендуют сразу несколько организаций. Наиболее проблематичной эксперты называют передачу имущества православной Церкви, которая до революции владела наибольшим состоянием. За ним охотятся как минимум три Церкви - Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь.
И хотя на Украине с 1991 года не раз предпринимались попытки законодательно урегулировать процесс реституции, многочисленные законы и указы президентов выполнялись лишь частично, да и то с громкими скандалами и протестами, связанными с различными нарушениями. Имели место, например, нарушения закона о религиозных организациях, согласно которому религиозные объединения не могут приобретать статус юридического лица, а любые объединения без статуса юридического лица не могут приобретать какие-либо имущественные права.
В 1991 году на Украине огласили список памятников архитектуры, не подлежащих возвращению, но уже в 2002 году постановление отменили, передав церковникам из списка «неприкасаемых» объектов Кирилловскую церковь и частично Киево-Печерскую лавру. В последней священники расположились в Нижней лавре, а в Верхней находится музейный комплекс. Правда, затем монахи отвоевали право проводить богослужения и в нескольких храмах Верхней лавры. При этом все без исключения президенты шли на уступки монастырю, несмотря на протесты историков и археологов, утверждавших, что УПЦ МП и монахи «убивают Лавру».
В церкви Рождества Богородицы монастырские «реставраторы» зарисовали 145 кв. метров фресковой живописи, выполненной в 1817 году Иоанном Квятковским, а из пещер убрали устройства температурного контроля и влажности, после чего в них произошел обвал. Но невзирая на это, 15 июня 2010 года горсовет на закрытом совещании постановил бесплатно передать национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник из коммунальной собственности в государственную при условии сохранения на территории заповедника Музея украинского народного декоративного искусства, Музея театрального, музыкального и киноискусства и Музея книгопечатания. Впрочем, уже через месяц премьер Николай Азаров заявил о передаче монастырю... всей территории Лавры, а президент Виктор Янукович получил орден Святого Владимира из рук Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Кстати, в сентябре того же года пункт о сохранении трех музеев был ликвидирован на одном из очередных заседаний Кабмина.
Эксперты заявляют, что практически каждая передача Церкви исторических культовых сооружений сопряжена с ущербом и даже гибелью передаваемых объектов. Например, в Западной Украине весьма распространена практика, когда представители греко-католической, римско-католической церквей и УПЦ КП, чтобы получить разрешение на строительство нового здания, сжигают обветшавшие исторические деревянные храмы, списывая пожар на несчастный случай.
А вот в Киеве самый свежий скандал связан с протестами общественности против застройки фундамента Десятинной церкви – первой каменной церкви Киевской Руси, начало строительства которой относят к 989 году. В первый раз ее разрушили в 1240 году войска хана Батыя, во второй раз в 1936 году «расстаралась» советская власть. В годы независимости здесь проводились раскопки, и в последние пять лет были исследованы ранее не изученные участки, составлен уточненный план остатков фундаментов, собрана значительная коллекция фрагментов фресок и строительных деталей. На данный момент раскопки не завершены. Однако Украинская православная церковь Московского патриархата и Украинская православная церковь Киевского патриархата вступили в противостояние за право возведения своего храма на старинном фундаменте. В Украинской православной церкви Киевского патриархата считают необходимым восстановить Десятинную церковь в Киеве и передать ее Киевскому патриархату, а представители Московского таким заявлением возмущены. В 2007 году УПЦ МП возвела рядом с фундаментом временный деревянный храм, хотя государство и не признало законность этого строения.
В начале июня этого года к общественности и археологам, призывающим власть не поддаваться на давление православной церкви обоих патриархатов, присоединились язычники. На сайте Объединения родноверов Украины (ОРУ), одной из крупнейших организаций украинских неоязычников, было опубликовано официальное заявление о «распоясавшихся московских бандитах в рясах». Как заявляет его автор, председатель ОРУ Галина Лозко, «восстанавливать Десятинную церковь нельзя, поскольку в результате под угрозой разрушения может оказаться древнее языческое капище, находящееся неподалеку».
Яна СЕРГЕЕВА, Киев

"