Рус
Eng
Клонированные фараоны

Клонированные фараоны

23 мая 2014, 00:00
Общество
СЕРГЕЙ ЛАВИНОВ
Первые посетители «новой» гробницы фараона Тутанхамона, открывшейся в начале мая всего в километре от гробницы настоящей, так и не смогли найти хоть какие-то отличия. Все очень просто – копия гробницы фараона-мальчика, созданная британским художником и реставратором Адамом Лоу с применением трехмерных технологий 3D, ни

Стоимость проекта оценивается в 700 с лишним тыс. долларов. Его ценность заключается не только в том, что копия поможет в буквальном смысле этого слова спасти самую, пожалуй, известную гробницу Древнего Египта. Копия могилы фараона, надеется ее автор, поможет создать новое направление в туризме.

Проблема «защиты» исторических реликвий от туристов стоит сейчас очень остро. Миллионы любителей глубокой старины, посетивших гробницу Тутанхамона за эти годы, нанесли ей серьезный ущерб. По этой причине, кстати, большинство гробниц уже закрыты для туристов. Самая известная и впечатляющая – гробница фараона Сети I – недоступна для посещения уже много лет, потому что считается слишком уязвимой.

Копии древностей, пилотным примером которых, хотелось бы надеяться, станет «клон» гробницы Тутанхамона, представляют яркий пример компромисса между почитанием и уважительным отношением к историческому наследию и проблемой его сохранения уже для наших потомков. Для начала, считает Адам Лоу, необходимо сделать точно такие же копии гробниц Сети I и Нефертити. В противном случае обычные туристы будут знакомиться с этими удивительными памятниками Древнего Египта только по фотографиям.

Конечно, у реставратора Лоу с его теорией спасения древностей при помощи замены оригиналов копиями имеется немало оппонентов. И все же в первый день работы новой гробницы среди посетителей трудно было найти человека, который остался бы недоволен увиденным, даже несмотря на отсутствие, по мнению некоторых посетителей, ауры подлинности и старины.

Кроме всего прочего, копия Лоу выполняет и просветительскую функцию, потому что у входа в главный зал имеется много справочного материала, в доходчивой форме разъясняющего все, что известно о Тутанхамоне.

«Надеюсь, это только начало, – заявил Адам Лоу в интервью газете The Guardian. – Это своего рода водораздел, решающий момент, когда туристы начнут говорить о самодостаточном туризме и о том, как они смогут сохранить Долину царей. Я мечтаю о том, что копия гробницы будет стоять здесь и через три тысячи лет».

Незадолго до открытия копии гробницы Тутанхамона на севере Египта ученые и студенты археологического факультета Каирского университета нашли гробницу стража военного архива и посланника по имени Пасер, жившего примерно за 1100 лет до рождения Иисуса Христа. Его гробницу размером 12 на 6 метров раскопали в селе Саккара, расположенном примерно в 30 км к югу от Каира. В Саккаре располагается древнейший некрополь столицы древнего царства – Мемфиса.

Название села происходит от имени бога мертвых Сокара. Неудивительно, что стены гробницы знатного вельможи (о том, что хозяин гробницы был важным придворным, говорит ее богатая отделка) расписаны фресками, рассказывающими о похоронах и загробной жизни. Находка гробницы Пасера позволит ученым значительно расширить наши знания об этой очень важной стороне жизни древних египтян.

На одной фреске изображены Осирис, царь загробного мира в древнеегипетской мифологии, и многочисленные сценки из жизни после смерти. На другой – хозяин гробницы с тремя сыновьями, подносящими ему дары. Рядом с ним обезьяна (очевидно, ручная) и брат Пасера – Сети, возничий колесницы, т.е. тоже далеко не последний человек в Древнем Египте. В руках Сети держит сосуд с водой, необходимой для очищения сердца. Древние египтяне считали, что для обретения вечной жизни необходимо иметь чистое сердце.

Заупокойному культу и смерти в Стране фараонов придавали исключительно важное значение. Если шумерам и вавилонянам загробный мир представлялся мрачным, а умершие – нечастными существами, тоскующими по светлой земной жизни, то в Египте все было иначе.

Древние египтяне верили, что со смертью жизнь не заканчивается. В смерти они видели начало новой, загробной жизни, которая, по их мнению, будет лучше земной.

Чтобы обрести вечную и блаженную жизнь, душа усопшего, попав в палаты Осириса, бога мертвых и правителя подземного царства, должна была оправдываться в совершенных в земной жизни грехах. На суде над мертвыми душа покойного держала в руках папирусный свиток с полным списком всех своих грехов, который обязательно клали в гроб.

В 125-й главе Книги мертвых, своего рода путеводителя по загробной жизни, который был уже полностью написан ко времени Нового царства (XVI–XI вв. до н.э.), содержится полный текст оправдательной речи. «Я не убивал, не грабил, не развратничал, не отнимал молока от уст младенца, не отводил воду с чужих полей», – должен был говорить при встрече с Осирисом покойный. Честности от него на загробном суде, на котором решалась его дальнейшая судьба, не требовалось, нужны были лишь смелость и уверенность.

Земные жилища в Египте эпохи фараонов считались временными и поэтому в отличие от пирамид и гробниц обычно не строились ни особенно прочными, ни особенно красивыми.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter