Posted 22 мая 2012,, 20:00

Published 22 мая 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:25

Updated 8 марта, 05:25

Кто богат, тот и учится

Кто богат, тот и учится

22 мая 2012, 20:00
Новый министр образования и науки Дмитрий Ливанов почти сразу же после своего назначения выступил с заявлением, вызвавшим бурную реакцию. По его словам, число бюджетных мест в вузах страны нужно сократить вдвое. Речь в значительной степени идет о технических факультетах. Такая мера якобы необходима для повышения зарпла

Предложение бывшего ректора Московского института стали и сплавов, а ныне главы Минобразования Дмитрия Ливанова вызвало понимание у ректоров некоторых вузов. Так, например, проректор по учебной части МГТУ им. Баумана Борис Падалкин говорит, что подобные изменения назрели. По его мнению, предусмотренный сегодня норматив финансирования недостаточен для подготовки по-настоящему квалифицированного инженера. Кроме того, демографическая ситуация такова, что в последние годы на 800–900 тыс. выпускников школ в стране существуют около 400 тыс. бюджетных и примерно столько же внебюджетных мест в вузах. Это вызывает вопросы о мотивах получения высшего образования, понятно, что потребности рынка труда иные, говорит проректор. Не секрет, что многие абитуриенты приходят в вузы не за специальностью, а за дипломом или за отсрочкой от армии.

«В стоимость подготовки специалиста входит зарплата преподавателей, закупка необходимого оборудования, проведение практик, стажировок и много чего еще, – говорит «НИ» г-н Падалкин. – Необходимо, чтобы была потребность именно в знаниях и в специальности, чтобы не было общественного спроса на дипломы только из-за самого диплома. Предложение об увеличении нормативов финансирования кажется своевременным».

С таким мнением не согласен президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков, по мнению которого, то, что предлагает г-н Ливанов, «вполне сочетается с планом экспертов Всемирного банка превратить Россию в сырьевой придаток». Г-н Комков уверен, что сокращение в первую очередь технических специальностей приведет страну к тому, что развиваться будет не наука и промышленность, а только сфера услуг.

Увеличения затрат на подготовку специалистов, по убеждению Сергея Комкова, не произойдет, так как денег на это государство не даст. «Таким образом, общий объем бюджетного финансирования еще более сократится, – говорит «НИ» Сергей Комков. – Сегодня Россия по этому показателю и так находится на одном из последних мест в мире – где-то на уровне Кении. Финансирование высшего образования составляет сейчас 3,4% от ВВП, в то время как в Европе этот показатель составляет 7,2%, в СССР он составлял 10–11%, в Финляндии сегодня это 16%, в Японии – 14%, а в Южной Корее – 23–25%. В результате такого плана по этому уровню мы опустимся еще ниже».

Весь мир, как говорит эксперт, сейчас, наоборот, увеличивает бюджетное финансирование. В 2010 году в Японии был принят закон о всеобщем бесплатном высшем профессиональном образовании. Европа тоже сокращает платное обучение и увеличивает бесплатное. «Скоро во многих европейских странах соотношение бесплатного и платного образования составит 90 и 10%. В России же к 2030 году 90% составит платное образование, – продолжает Сергей Комков. – Учитывая, что средний уровень доходов населения продолжает падать, большинство граждан будут не в состоянии оплатить обучение своих детей. А это неминуемо приведет к социальным последствиям».

С таким видением ситуации согласен и председатель Российского профсоюза студентов Алексей Казак, который уверен, что предложенное г-ном Ливановым может привести к социальному взрыву. «Сейчас и так многие толковые абитуриенты не могут поступить, так как бюджетные места заняты льготниками и теми, кто эти места себе купил, – говорит «НИ» г-н Казак. – А обучение в Москве на престижных факультетах стоит порядка 100 тысяч в год, в еще более солидных вузах – и 300 тысяч в год».

При этом, как говорит профсоюзный деятель, «охват системы кредитов на образование сегодня минимален, и она не получила большого развития». Кроме того, кредиты необходимо отдавать, и правительство тем самым, по мнению г-на Казака, само толкает студентов на то, чтобы они не учились, а работали для отдачи кредитов.

«Сейчас и так наблюдается острая нехватка инженерных кадров, в той же «оборонке», например, – замечает «НИ» экономист Михаил Хазин. – Поэтому система кредитования – это аналог распределения. Работодатель будет вынужден оплачивать обучение специалиста, а специалист из-за этого будет на несколько лет привязан к тому предприятию, которое оплатит его обучение».

"