Posted 23 мая 2005, 08:18
Published 23 мая 2005, 08:18
Modified 8 марта, 09:38
Updated 8 марта, 09:38
Давние пикировки между Смольным и Уставным судом Санкт-Петербурга вылились в минувшую пятницу в беспрецедентное решение. Уставной суд вынес определение, по которому администрация губернатора города признана нелегитимной, а все принятые от ее имени акты –недействительными. Об этом вердикте стало известно поздно вечером, когда законодатели и юристы, способные дать пояснения и комментарии, ушли на выходные. Таким образом, общественности Северной столицы представилась редкая возможность самой выносить суждения о происходящем.
Спор между исполнительной и судебной властью Петербурга имеет давнюю историю. Первый скандал случился 20 октября прошлого года, когда УС издал постановление, по которому сам себе разрешил принимать иски граждан и общественных организаций без предварительного рассмотрения их в судах общей юрисдикции. Правительство Петербурга неоднократно заявляло свой протест по этому поводу. Следующий виток спора пришелся на середину марта текущего года. Тогда Уставной суд признал администрацию губернатора Петербурга незаконной. Такое постановление заседатели вынесли после разбирательства по заявлению студента-практиканта юрфака СПбГУ Евгения Голованова. Как уже писали «НИ», истец обнаружил несоответствие уставу города в постановлении 2003 года о переименовании администрации Санкт-Петербурга в администрацию губернатора. Подобное решение не относится к компетенции городского правительства, посчитал заявитель. Администрация города является исполнительным органом государственной власти, а администрация губернатора по своей сути может лишь входить в состав городского правительства. Поэтому и простое переименование одного органа в другой нелегитимно. Судьи Уставного суда с этим определением студента согласились. Однако г-жа Матвиенко ограничилась замечанием относительно того, что суд вообще был не вправе принимать иск у Голованова, поскольку раньше он не разбирался ни в каком другом суде.
Интересно, что и последнее определение УС стало ответом на частное ходатайство петербуржца Игоря Половцева: он просил суд подробно истолковать постановление от 14 марта о признании несоответствующим уставу Петербурга создание администрации губернатора. Судьи во главе с председателем Николаем Кропачевым с радостью согласились пояснить непонятливому гражданину, что их предыдущее решение подразумевает, что у администрации губернатора нет никаких полномочий и она не в праве подписывать документы и принимать юридически значимые решения. Почему? Потому что этот орган был сформирован в нарушение городского устава. Суд также отметил, что у правительства Петербурга есть право сформировать новый орган власти под названием «Администрации губернатора», только теперь уже с соблюдением всех формальностей и норм закона. Суд надеется, что петербургское руководство не распустило старую администрацию во главе с Виктором Головко и не создало новую сразу после мартовского разбирательства лишь потому, что не совсем поняло, как надлежит исполнять это постановление. Теперь судьи разъяснили, что же надо делать. За неисполнение судейской воли могут наступить серьезные юридические последствия, вплоть до уголовной ответственности, отмечают заседатели УС. Разбирательство иска Половцева проходило в отсутствие представителей со стороны Смольного. От имени губернатора в суд пришло письмо, в котором в очередной раз указывалось на недопустимость рассмотрения частных заявлений без предварительного их разбирательства другими судами. Несмотря на позднее время, Смольный еще в пятницу успел ответить на определение Уставного суда. Валентина Матвиенко отправила спикеру Законодательного собрания Вадиму Тюльпанову просьбу как можно скорее представить кандидатуры на вакантную должность судьи УС Веры Ильинской. По мнению губернатора, срок полномочий г-жи Ильинской закончился в декабре прошлого года, когда в силу вступил закон «О статусе судей РФ», ограничивший предельный возраст пребывания судей в должности до 65 лет. Ильинской на тот момент было 67 лет. Эта возрастная норма действовала лишь до апреля нынешнего года. Но в этот период полномочия всех судей в возрасте 65 лет и старше были прекращены. Судья Ильинская почему-то стала исключением, и губернатор считает это неправильным. Работу этой судьи она признает недействительной и место ее рассматривает как вакантное. На этот выпад со стороны Смольного суд отреагировать не успел.
Мария Селезнева, Санкт-Петербург