Posted 23 апреля 2020, 10:00

Published 23 апреля 2020, 10:00

Modified 7 марта, 14:49

Updated 7 марта, 14:49

Адвокатская палата Москвы не снижает взносы своих членов

23 апреля 2020, 10:00
По мнению адвокатов, диким выглядит решение конференции Адвокатской палаты города Москвы о пятидесятирублевом снижении их взносов в деятельность этой организации. Характерно, что решение реализуется в то время, когда суды закрыты на карантин, закрыты доступы в СИЗО, и адвокатская деятельность фактически приостановлена.

Роман Правдин

В экономике без позитива

На минувшей неделе Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) вынес свой вердикт состоянию отечественной экономики на ближайшее будущее.

Прогноз неутешительный: даже при сценарии, исходящем из масштабной программы антикризисных мер, российскую экономику «все равно ожидает с высокой вероятностью двухлетняя рецессия». Будет сложно избежать скачка бедности или безработицы, констатирует ЦМАКП. Для России этот кризис может оказаться куда более серьезным, чем для мира в целом, поскольку на «карантинный шок» с остановкой в крупных городах целых секторов бизнеса накладывается падение цен на нефть и нефтяных доходов на фоне «исчерпавшей себя экономической модели, сильно завязанной на нефтяной фактор и уже не способной к интенсивному росту».

Олигархи готовы делиться

В Иркутской области на средства бизнесмена, основателя «Русала» и En+ Олега Дерипаски построят три корпуса для больных с коронавирусом (на 160 коек в совокупности). Кроме того, олигарх выделил деньги на приобретение трех современных реанимобилей для новых больниц.

«Альфа-групп» миллиардеров Михаила Фридмана, Германа Хана и Алексея Кузьмичева передаст годовую прибыль компании А1 на борьбу с коронавирусом. Ранее было объявлено, что сумма в 1 млрд руб. должна поступить в распоряжение оперативного штаба по контролю ситуации с заболеванием.

На поддержку некоммерческого сектора из-за коронавируса миллиардер Владимир Потанин пожертвовал 1 млрд руб. на поддержку некоммерческих организаций, чтобы нивелировать последствия коронавируса.

Ну и всех неравнодушных олигархов здесь, наверное, нет смысла перечислять. Эти примеры мы приводим лишь для того, чтобы показать, что крупнейшие российские предприниматели в условиях почти катастрофы демонстрируют не только социальную и гуманитарную ответственности, но и простую человечность, что случается с ними не так часто. По крайней мере, в публичной сфере.

Обыкновенное мародерство

С этими проявлениями нормальной человеческой реакции на критическую ситуацию, в которой оказались, в общем-то, все мы, очень резко контрастирует позиция руководителей Адвокатской палаты города Москвы (АПМ).

Эта позиция АПМ вызвала волну негодования в адвокатских кругах. Тем более, что у всех перед глазами есть масса совершенно иных, вызывающих уважение примеров. Так, часть региональных палат адвокатов приняла решение о временном понижении размеров членских взносов, также они готовы предоставлять отсрочку по выплате и даже в индивидуальном порядке освобождать от них адвокатов, попавших в тяжелое материальное положение.

Вот, например, Адвокатская палата республики Хакассия сообщает, об освобождении адвокатов от уплаты членских взносов за апрель 2020 года.

Критика и возмущение коллег в итоге не сильно побудили совет АПМ хоть что-то изменить в своей системе платежей на кризисный период. Совет Палаты издевательски счел достаточным принятое ранее на отчетной конференции решение о снижение ежемесячных взносов всего на 50 рублей! Один билет на метро стоит дороже!

Между тем, по решению Верховного суда РФ и президиума Совета судей РФ с 19 марта по 10 апреля в российских судах были приостановлены все процессы, кроме безотлагательных.

Ситуация с коронавирусом больно ударила по бизнесу и, как следствие, по платежеспособности клиентов. Пострадали все – и адвокаты, специализирующиеся на рассмотрении уголовных дел, и корпоративные юристы. Всем им, и тем, чьи доходы упали в разы, и тем, кто вообще остался без заработка на время карантина, все равно приходится платить. Ведь так хотят функционеры Адвокатской палаты Москвы.

О состязательности сторон в адвокатуре

Складывающуюся в отрасли ситуацию наиболее адекватные из юристов воспринимают правильно. Самые разумные и достойные представители адвокатского сообщества, в основном это относительно молодые, и в то же время уже опытные и авторитетные юристы, призывают уменьшить адвокатские взносы в региональные палаты или вовсе объявить мораторий на выплату взносов во время кризиса.

Такие яркие представители этой генерации адвокатов как Александр Пиховкин (зампред комиссии совета АПМ по защите профессиональных прав адвокатов), Дмитрий Талантов (глава Адвокатской палаты Удмуртии), Иван Павлов (глава "Команды 29", сопредседатель Пражского клуба), Александр Редькин, Екатерина Рейферт, Даниил Берман, Екатерина Гордон и другие, выступают не за свои личные интересы, а за интересы наиболее уязвимых своих коллег. Они сосредоточены на решении действительно важных в настоящий момент проблем (отмена взносов, поддержка бизнеса и т.п.).

В начале марта, то есть, еще только в преддверии кризиса известный питерский адвокат Иван Павлов подчеркивал важность финансовой прозрачности адвокатских палат. 1 марта 2020 года вступила в силу большая часть поправок к закону «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». В своей публикации в «Снобе» г-н Павлов дает обширный комментарий к принятым поправкам. Приведем здесь фрагмент, посвященный финансам региональных и федеральной адвокатских палат:

«Итак, главными среди предложенных поправок, я считаю новеллу в статьях 29 и 33 закона -- у региональных палат и ФПА появилась обязанность вести свой сайт в Интернете и размещать на нем информацию о годовой финансовой отчетности адвокатской палаты, решениях совета, сделках палаты, в которых имеется интерес членов совета палаты. Здесь Госдума передает привет знаменитой теще из Башкирии и собственникам площадей на Сивцевом Вражеке».

То есть, еще до кризиса звездный юрист Иван Павлов недвусмысленно давал понять, что существующая система управления финансами адвокатских палат представляет собой кормушки для их руководителей – членов советов палат. Не удивительно, что в условиях кризиса Павлов еще более решительно противостоит функционерам от адвокатуры.

В этом Павлов, к счастью, не одинок. Позволим себе здесь процитировать telegram-канал barristerru («Палата из трех букв»), автор которого прекрасно знает внутреннюю адвокатскую кухню:

«Блистательный Александр Редькин не в бровь, а в суть проблемы: «В нашей Корпорации некоторые смеются над предложением снизить взносы на период карантина, оставив только необходимые затраты на аренду и зарплату персоналу. Предложение направлено, чтобы облегчить положение БОЛЬШИНСТВА адвокатов, получающих низкие доходы. Лично я пока могу платить и для себя не прошу снижения взносов.

Возможно снижение размера взносов не требует экстренного решения, но ОНИ даже задуматься и обсудить не хотят. Они не просто смеются, они издеваются, оскорбляют коллег».

На призывы ввести мораторий на поборы во время кризиса ответила коллегия адвокатов Pen&Paper. Вице-президент совета АПМ Вадим Клювгант один из партнеров Pen&Paper. Так вот ответ сводится к тому, что, мол, в праздники все тоже в основном без работы сидят, к тому же тратятся на рекреационные нужды больше, чем в кризис, и никому почему-то в голову не приходит просить отмены взносов в эти периоды. А еще в заявлении говорится о том, что тем, кому в кризис придется совсем туго, сообщество обязательно поможет, как раз из тех же взносов, из «общака». Наверняка поможет. «Наша свободная адвокатская профессия - сознательный выбор каждого из нас. Мы сами выбрали свободу и помощь людям, а значит - вместе со свободой мы выбрали и собственную ответственность за уровень своего благосостояния». В общем, никаких поблажек, кроме символических – платите взносы.

Надо сказать, что верхушка АПМ умело держит оборону и виртуозно отбивает все атаки и попытки плательщиков разобраться в финансах организации.

Недавно как раз проходила отчетная конференция АПМ. Мероприятие было так хитро срежиссировано, что все наиболее острые вопросы, особенно те из них, которых посвящены финансам, были отложены в самый долгий ящик. Прозвучали они лишь тогда, когда просто не оставалось ни времени, ни сил на их серьезное, предметное обсуждение. Внутреннюю оппозицию опытные стратеги из совета Палаты взяли измором.

Открывалось мероприятие приветствием Гасана Мирзоева (президента Гильдии российских адвокатов). Затем президент АПМ Игорь Поляков зачитал отчет Совета. Дальше седовласый Генри Резник рассказал о правах адвокатов, еще один вице-президент палаты Сергей Зубков выступил на тему информатизацию палаты, а также об организации бесплатной юридической помощи и юрпомощи по назначению. Выступление члена совета АПМ Аллы Живиной было посвящено награждению адвокатов. О некоторых из 240 награжденных г-жа Живина решила упомянуть индивидуально. Затем Поляков отчитался об исполнении сметы. После этого был заслушан отчет ревизионной комиссии.

Только после нескольких часов сильно затянутого нудного заседания, когда, в общем-то, всем собравшимся уже хотелось скорее разойтись по своим делам, появилась возможность задать вопросы о наболевшем. Председатель Межрегиональной коллегии адвокатов Сергей Кривошеев спросил, сколько получают президент и вице-президенты. В ответ ему рекомендовали обратиться в бухгалтерию. Только после этого г-н Поляков озвучил цифры: после уплаты налогов его президентская зарплата составляет 350 тыс., вице-президенты получают по 280 тыс., члены совета по 190 тыс., а члены квалификационной комиссии по 110 тыс. рублей. Таким образом, зарплатный фонд составляет более 40 млн рублей в год.

Адвокат Ольга Динзе: «Конечно, нужно сейчас помогать тем, кто в силу объективных обстоятельств не может потратить лишнюю копейку на взносы. Например, зачем я должна оплачивать Клювганту личного водителя? Пусть за свой счет катается. Лично я не желаю это оплачивать! Пусть вычтут эти явно лишние расходы Московской палаты, и я буду платить вполне разумные и необходимые расходы Палаты, а не хорошие условия за свой счет!"

Федералы

Самое печальное, что и Федеральная палата адвокатов (ФПА), объединяющая региональные палаты, могла бы употребить свое влияние, чтобы повлиять на ситуацию в конце концов, вступиться за рядовых адвокатов перед МПА. В некотором смысле Федеральная палата выглядит в текущей ситуации еще хуже московской – она не пытается даже изображать какую-либо активность... Может быть, все дело в том, что ФПА и сама не снижает размеры взносов. В совете Федеральной палаты заседают такие бюрократы от адвокатуры, что и в столичной палате адвокатов. А Резник так и вовсе является вице-президентом в обеих палатах. В итоге, функции ФПА в ситуации с нынешним кризисом сводятся к рутинному мониторингу того, что происходит – фиксируют события, ни в чем не участвуя, никому ничем не помогая.

Многие адвокаты и до кризиса весьма критически относились к деятельности ФПА. По словам одного молодого адвоката, «единственное, чего добилась ФПА за прошедший период – это запрет молодым адвокатам открывать кабинеты, бюро и коллегии». И далее еще одна цитата того же автора, посвященная руководителям ФПА: «Внимание вопрос: если они завтра тупо не выйдут на работу – хотя бы один адвокат в стране это заметит»?

Сменяемость власти

Даже Министерство юстиции предложило распространить меры, разрабатываемые для поддержки бизнеса из-за ситуации с коронавирусом COVID-19, на адвокатов. Минюст, в частности, предлагается ввести полный или частичный мораторий на один год (до декабря 2021 г.) на уплату адвокатами фиксированных взносов в фонды медицинского и пенсионного страхования. И только Адвокатская палаты города Москвы не готова менять стандарты роскошной жизни своего «генералитета» из-за таких пустяков, как пандемия, рухнувшие рынки и обнищание плательщиков взносов.

Возможно, и в самом деле пришло время смены поколений в советах столичной и федеральной адвокатских палат. В адвокатском сообществе есть немало прогрессивных юристов новой волны, которые, вполне возможно, смогут реформировать давно нуждающиеся в этом институты. В первую очередь, избавиться от ненужных и только осложняющих российским адвокатам жизнь конструкций и персон. Это в том числе обсуждалось на прошедшей в среду, 22 апреля, онлайн-конференции независимого общественного объединения адвокатов «Инициативы-2018». Да и в целом там прозвучало немало дельных, свежих и интересных идей и инициатив…

Не случайно и Иван Павлов в своей публикации в издании «Сноб» отмечает важность процедур, позволяющих влиять на ротацию в советах адвокатских палат:

«Еще одна не менее важная поправка: у адвокатов – участников общего собрания (делегатов конференции) появляется возможность выдвигать кандидатов из своего числа на замещение вакантных мест в совете, помимо предложенных президентом региональной палаты кандидатов. В этом случае будет проводится рейтинговое голосование, при котором в состав совета войдут лица, занявшие первые пять мест в рейтинге. Аналогичные нормы (ст. 37 закона) появляются и для процедуры обновления Совета ФПА».

Г-н Павлов – один из лидеров движения по смене нынешней адвокатской бюрократии. Ее место как раз и должны занять лидеры новой волны, такие как сам Павлов и как наиболее достойные из его коллег – Дмитрий Талантов, Александр Редькин, профессор Андрей Рагулин, Константин Ривкин, Карина Москаленко...

Подпишитесь