Posted 23 апреля 2019, 18:59
Published 23 апреля 2019, 18:59
Modified 7 марта 2024, 15:49
Updated 7 марта 2024, 15:49
«Новые Известия» уже писали том, что в России каждый год горят свои нотр-дамы, причём в огромных количествах и безо всякой надежды на восстановление. Однако чудеса случаются и в нашей стране. Об одном таком написал сайт Радио Свобода.
Проезжая на автомобиле по одной из дорог Калининградской области семья белгородский бизнесменов случайно обратила внимание на полуразвалившийся немецкий замок XIII века. Оказалось, что это полузаброшенное здание, в нескольких комнатах которого ютится местный музей, принадлежит Русской православной церкви, но она не знает, что с ним делать – на ремонт денег у собственника нет. Оказалось, что в конце 2010 года государство отдало Церкви около двухсот объектов в области, и среди них - 10 замков и 133 кирхи. Однако они так и стоят бесхозными и ветшают.
Сам Вальдау больше похож на усадьбу, чем на замок тевтонских рыцарей, построенный ими еще в 1264 году! Он стоял без крыши, с битыми окон, заросший и замусоренный донельзя, как и парк вокруг него. Кто-то из аборигенов арендовал в нём подвал, чтобы хранить картошку...
И тогда отец и мать Сорокины и двое их сыновей взялись восстановить замок собственными силами, переехав ради этого из Белгорода в посёлок Низовье, в 15 километрах от Калининграда.
«Это всем нужно. Замок этот живой свидетель двенадцати веков. На эту землю Наполеон входил. Это нужно им, – говорит Надежда, показывая на сыновей, Савелия и Пашу.
С тех пор семья Сорокиных перечисляла на ремонт по 100–150 тысяч с каждой выгодной сделки - они успешно торгуют биодобавками к кормам для животных. На эти деньги перебрали один из подвалов, сделали проектную документацию по замку, законсервировали текущую крышу, отремонтировали фронтоны. Флигель, в котором поселилась семья, бесплатно арендовав его у церкви на 25 лет, уже полностью восстановлен, в нём располагается кухня и жилые комнаты.
«В первую ночь мы не могли уснуть, потому что местные подростки жгли пенопласт под окнами. Они раньше в замок постоянно приходили покурить, заходили через битые окна. Вначале били окна, исписывали стены, бычки засовывали в замочную скважину. Я такой реакции не ожидала. Воровали всё, – вспоминает Надежда. – Пытались брусчатку растащить. Пришёл мужчина, я его спрашиваю: "Почему вы тащите, это же памятник истории", а он говорит: "Я здесь двадцать лет проработал, значит, имею право". Доходило до смешного – у нас даже миску собачью украли...»
Правда со временем отношения с местными жителями наладились, и в посёлке даже нашлись волонтёры, которые помогают с расчисткой замка.
«Пока мы тратим только свои. Но власть поворачивается к нам. Только вчера приезжали из полпредства – они рассматривают возможность софинансировать ремонт крыши. Когда есть жизнь, любое государство лицом обернётся...»
Между прочим, этот замок был резиденцией Великих магистров Тевтонского ордена, а в 1697 году в Вальдау останавливалось Великое посольство во главе с Петром I. Так что его историческая ценность очевидна.
Сорокины восстанавливают замок буквально по крупицам. Ищут информацию в архивах, тщательно исследуют все находки, найденные в подвалах или рядом с замком.
«Отталкиваемся от того, что находим. Мы находим кусочки отделки, делаем сначала эскиз, потом формы. И уже сегодня в нашей мастерской каждый, кто захочет, может создать свои орнаменты для замка из гипса. Даже восьмилетний ребёнок. Пока стынет гипс, есть возможность оставить в нём свой отпечаток, написать фамилию своей семьи. Можно забрать с собой. Или же поделиться с замком. А потом я его впишу в интерьер...»
На первом этаже уже функционирует мастерская, где дети вместе с отцом делают деревянные рамы в готическом стиле – рисунок рам воссоздают по архивным материалам. На первом этаже будет мастерская, где можно будет делать что-то своими руками, делится планами Надежда. На втором этаже – выставочный зал и гостевой дом.
Впрочем, и замок одаривает своих неожиданных спасителей. Во время расчистки подвалов Сорокины нашли там ростки спаржи.
«Мой муж собрал материал, в течение двух лет мы улучшали сорт. И в 2016 год в госреестр селекционных достижений внесён сорт спаржи "Вальдау". Сейчас мы уже вырастили её на двух гектарах в России. Пошли первые урожаи, стали покупать все рестораны Москвы, и мы поняли, какой клад мы нашли в подвалах. Полгектара уже здесь посадили...»
Пожар в Нотр-Даме многие калининградцы переживали вместе со всем миром. Но позже журналисты напомнили о местных пожарах, уничтоживших кирхи, виллы, усадьбы, замки – прекрасные образцы архитектуры.
Буквально на днях снова случился пожар в замке Прейсиш-Эйлау, горела кровля. Власти выставили его на продажу год назад, но до сих пор никак не могут продать этот замок XIV века – нет желающих его купить.
Несколько лет назад горел и орденский замок Шаакен. А те, что не горят, просто рушатся, никому не нужные. В центре Немана одни руины остались от замка Рагнит – здесь уже погиб маленький мальчик, руины никем не охраняются. Фактически никому не нужен первый замок крестоносцев – Бальга, от него сегодня остались лишь стены.
Так что Вальдау сильно повезло...