Posted 22 апреля 2010,, 20:00

Published 22 апреля 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:01

Updated 8 марта, 07:01

40 лет «копейке»

40 лет «копейке»

22 апреля 2010, 20:00
40 лет «копейке»

На минувшей неделе многие автолюбители отпраздновали юбилей легендарного автомобиля, который в народе прозвали «копейкой». 19 апреля 1970 года на Волжском автомобильном заводе был собран первый автомобиль «ВАЗ-2101». С этого авто начался выпуск всего ряда моделей «Жигули». 25 апреля владельцы стареньких «копеек» из Челябинской и Свердловской областей колонной проедут по центральным улицам Екатеринбурга, украсив свои авто флагами и вымпелами.

«ВАЗ-2101», легковой автомобиль с кузовом типа седан, являлся доработанной с учетом советских условий копией итальянской модели FIAT-124. Первый «ВАЗ» весил 955 кг и разгонялся до 100 км/ч за 22 секунды. Максимальная скорость «копейки» была 140 км/ч. Экспортный вариант назывался Lada-1200: название «Жигули» пришлось не использовать, потому что в некоторых зарубежных языках с этим словом существовала неприятная ассоциация. В страны социалистического содружества (ГДР, Чехословакию, Болгарию, Венгрию и Югославию) было направлено свыше 57 тыс. таких автомобилей. В общей сложности «АвтоВАЗ» изготовил порядка 2,7 млн. автомобилей «копейка».

В начале 70-х «копейка» была, пожалуй, самым комфортабельным, современным и надежным в своем классе автомобилем. Обладание им считалось признаком достатка и благополучия. Кроме того, мысль о том, что все самое лучшее – это советское, прочно сидела в головах людей. И вдруг в этой отгороженной «железным занавесом» стране появляется автомобиль на базе итальянского FIAT...

Качество сборки в первые годы существования модели было весьма высоким по отечественным стандартам. Однако у автомобиля был целый ряд недостатков. Расположение руля, сидения и педалей относительно друг друга не позволяло водителю занять удобное положение. К тому же, несмотря на то что у «копейки» по сравнению с FIAT-124 конструкторы усилили кузов и подвеску, технология все равно оставалась удешевленной и рассчитанной на массовое производство. Толщина кузовного железа оставалась небольшой, подвеска – непрочной, двигатель – ненадежным. Срок службы «Жигулей» до того момента, когда уже требовался капитальный ремонт кузова, составлял при круглогодичной езде не более 3–5 лет. Но, несмотря на недостатки, первый блин не вышел комом – «копейка» по сей день остается добрым воспоминанием о минувшем времени у многих людей. А многие такие машины дожили и до нашего времени.

В 1982-м «ВАЗ-2101» выпускать прекратили. А самую первую модель, спустя 19 лет эксплуатации, поместили в музей Волжского автозавода. Там она радует посетителей и сегодня. И ни разу за это время не перекрашивалась.

Была ли у вас «первая» модель «Жигулей»?

Владимир ВИНОКУР, артист эстрады:
– «Первой» модели у меня лично не было. У меня не было возможности ее купить. Я купил только 11-ю модель уже позже, в конце 70-х. Я был, конечно, рад. Но сегодня понимаю, что мы радовались тому, чему нельзя радоваться. Как и все советские автомобили, она была не очень удобной, без кондиционера. Я помню, что «Волга» считалась супермашиной и приравнивалась к иномарке. А «Жигули» были первой доступной моделью.

Бари АЛИБАСОВ, музыкальный продюсер:
– Я не автолюбитель и не умею водить. Надеюсь, что мне и не придется это делать. «Копейка» была моим первым автомобилем, но покупал ее мой водитель. Правда, о том, что мой автомобиль называется «копейка», я узнал при парадоксальных обстоятельствах, потому что машины до сих пор я различаю только по цвету. Я знал, что у меня красная машина, но как она называется, не имел ни малейшего представления. То, что это «Жигули», первые, я узнал после того, как мой водитель ее в тайне от меня продал, сказав, что попал в аварию. В результате было заведено уголовное дело, в котором бесконечно фигурировало наименование этой машины. Так я и узнал, что это «Жигули» номер один. По тем временам это была, конечно, удобная машина. Когда она появилась, я был рад, что избавился от необходимости ловить такси.

Валентин ГАФТ, артист:
– «Копейки» у меня не было, и я о ней не мечтал. Я купил себе «тройку». Вообще, я ездил на всех «Жигулях», кроме «первых». А «копейка» – это великолепный автомобиль, едва ли не самый лучший в массовом исполнении. Об иномарках мы тогда и не мечтали.

Лев ЛЕЩЕНКО, певец:
– У меня была «трешка» «Жигулей», а «копейки» не было. Чтобы достать к машине запчасти, мы ездили в Тольятти, познакомились с дирекцией завода. Чтобы получить какую-то деталь, нужно было быть с кем-то знакомым, доставать ее можно было только по блату.

Григорий ОСТЕР, писатель:
– У меня были «трешка» и «шестерка». О «копейке» все мечтали, даже не то чтобы о «копейке», а вообще о машине. Ну, конечно, когда «первая» модель появилась, она казалась замечательной. Она была лучше, чем «Москвич», который разваливался. Но самой лучшей считалась, конечно же, «Волга».
Опрос провели Александра КОШКИНА, Алеся ЛОНСКАЯ

"