Posted 22 апреля 2007,, 20:00

Published 22 апреля 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:36

Updated 8 марта, 08:36

Довели ученого

22 апреля 2007, 20:00
Вот уже восьмые сутки российский геофизик, академик Российской академии наук Владимир Страхов проводит голодовку в стенах Института физики Земли РАН им. Шмидта. Отказаться от пищи академик решил ради российской науки. Протестует г-н Страхов как против произвола чиновников, так и против перегибов со стороны академии. С

Прямо в коридоре на первом этаже Института физики Земли академик поставил себе рабочий стол, стул и раскладушку. Уже восемь дней Владимир Николаевич не выходит за пределы здания института, там же работает и ночует, отказываясь принимать пищу. Он хочет досидеть так до четверга. Рабочий стол завален книгами и листами с чертежами и формулами. Одет известный геофизик демократично, по-домашнему, впрочем, условия обитания для этого вполне располагают.

На счету Владимира Страхова это уже третья по счету акция протеста. Первую и вторую он проводил еще в 1996–1997 годах. По его словам, только таким радикальным способом можно изменить то плачевное положение, в котором оказалась отечественная наука. «Как ни ругали бы советское прошлое, в то время выделялось на науку до 7% бюджета страны, – объяснил «НИ» академик. – Сейчас финансирование академии не превышает и 2%. Это прямое нарушение закона «О науке», который предполагает затраты на науку в размере 4%. Заработная же плата академиков по сравнению с западными коллегами просто нищенская. Я получаю и за звание, и за должность не более 30 тыс. рублей. И это еще ничего. Младший научный сотрудник получает не более 7 тыс. Только за 90-е годы из России по этой причине уехали более 250 тыс. ученых. На протяжении нескольких лет президент РФ обещал достойную оплату труда людям, занятым наукой, однако никто этого так и не дождался. Масса ученых сейчас не занимается почти никакими исследованиями, а подрабатывают на стороне. Эффективность труда от этой работы налево катастрофически падает, времени на науку просто не остается».

По мнению академика, государство совершенно не думает и об обеспечении институтов и лабораторий необходимым оборудованием. За границей средний возраст техники составляет 7 лет, в 11 его уже списывают и заменяют новым. В наших же вузах оборудованию уже более 20 лет, и заменять его никто не собирается.

Владимир Страхов возмущен не только произволом чиновников, но и позицией самих академиков. В частности, он поддерживает проект чиновников, предусматривающий возрастной ценз для сотрудников РАН: в соответствии с документом после 70 лет они должны уходить на пенсию. Академики чуть ли не единогласно отклонили проект чиновников. Г-н Страхов считает это неверным. «Сейчас средний возраст академиков – 75 лет, член-корреспондентов – около 70, а докторов наук моложе 60 лет вы почти не увидите, – пояснил Владимир Страхов. – Между тем большинство исследователей достигают пика своей карьеры и что-то открывают до 40 лет». Кроме того, ученый требует от российского правительства в три раза повысить зарплату и в четыре раза пенсии ученым, переоснастить вузы оборудованием.

Несмотря на шумиху, акция, организованная геофизиком, не нашла поддержки ни у одного из коллег. «Владимир Николаевич очень хороший ученый, и то, за что он выступает в принципе правильно, – пояснил «НИ» помощник президента Российской академии, доктор физико-математических наук Аркадий Мальцев. – Однако методы его борьбы для меня и многих ученых неприемлемы. Ситуация с наукой все-таки не настолько острая, чтобы устраивать голодовку. Кроме того, я сильно сомневаюсь, что таким образом г-н Страхов чего-нибудь добьется».

"