Posted 22 марта 2016,, 21:00

Published 22 марта 2016,, 21:00

Modified 8 марта, 02:12

Updated 8 марта, 02:12

По большому счету

По большому счету

22 марта 2016, 21:00
На состоявшемся 17 февраля заседании Госдумы РФ был принят в первом чтении проект закона, лимитирующий количество сигарет в пачке. В настоящее время продолжается работа над документом ко второму чтению, поправки к которому вызвали дискуссии среди депутатов и экспертов. В частности, в отзыве на законопроект правительств

Рынок табачной продукции в России падает уже не первый год. Это следствие ряда факторов, таких как ужесточение регулирования, рост акцизов и соответственно цен на сигареты, снижение реальных располагаемых доходов населения. Исторически сложилось так, что и в России, и в мире сигареты традиционно продаются преимущественно в пачках по 20 штук. На этом фоне в течение последних лет стимул к взрывному росту получил сегмент сигарет в пачках увеличенного формата – более 20 штук в упаковке. «Повышение спроса на более экономичные предложения обуславливает один из ключевых трендов 2015 года на российском рынке – рост сегмента сигарет в пачках увеличенного объема – более 20 шт. в пачке. C 2014 по 2015 год данный сегмент вырос в три раза», – заявлял ранее главный редактор отраслевого издания «Русский табак» Максим Королев.

Пачки увеличенного объема представлены в портфелях всех крупных производителей сигарет в России. Необходимо отметить в связи с этим, что около 90% российского рынка приходится на иностранный бизнес – четверку транснациональных гигантов: «Филип Моррис», «Бритиш Американ Тобакко», «Джапан Тобакко» и «Империал Тобакко». Лидером сегмента больших форматов, по оценке Максима Королева, является компания «Империал Тобакко», занимающая с продукцией такого формата 34% сегмента.

О том, что массовый переход производителей на выпуск пачек увеличенного объема является скрытой скидкой для потребителя, противоречащей закону, ранее говорил зампред комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Дорофеев. Цена в расчете на одну сигарету у больших пачек ниже на 10–25%, чем стоимость сигарет аналогичной торговой марки стандартного формата (20 сигарет в пачке). Приведенная депутатом оценка недополученных доходов бюджета от таких действий участников рынка в 7 млрд. рублей только обостряет вопрос.

Все марки сигарет в больших пачках – это часть уже существовавших на рынке линейки брендов, а не новые для потребителя продукты. Как отмечает Сергей Романов, глава крупнейшего отечественного производителя табачной продукции ЗАО «Донской табак», «до 2013 года на рынке было лишь несколько малозаметных марок в пачках большого формата, но стоило одной международной компании начать массово использовать такое ценовое преимущество, как все подключились к этой борьбе за лояльность потребителя, и в январе этот сегмент уже вырос до 6,6% рынка». По его словам, «Донской табак выпускает конкурентоспособную по качеству и цене продукцию, но такие скрытые скидки снижают маржинальность единицы реализуемой продукции».

Мнений о том, каким может быть переходный период для нового ограничения, разнятся. В законопроекте предусмотрено, что уже произведенная до запрета продукция может быть реализована в полном объеме. По оценке генерального директора ЗАО «Донской табак» Сергея Романова, «сегмент пачек увеличенного формата продолжает расти ежемесячно по 0,5 п. п., и при такой динамике дальнейшее затягивание принятия решений по большим пачкам может лишь ухудшить экономическое состояние предприятий отрасли, а значит, увеличит потери бюджета от акциза и НДС». «Переналадку оборудования на современном производстве можно произвести в короткие сроки. Поэтому мы убеждены, что середина лета 2016 г. – это разумный срок для вступления в силу закона», – подчеркивает топ-менеджер.

"