Posted 22 марта 2015,, 21:00

Published 22 марта 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 04:01

Updated 8 марта, 04:01

Билет на выход

Билет на выход

22 марта 2015, 21:00
В минувшую пятницу вступил в силу закон, вводящий процедуру выхода НКО из реестра «иностранных агентов». В тот же день с первым заявлением на исключение из списка обратился фонд «Костромской центр поддержки общественных инициатив». Так общественники пытаются проверить, насколько государство готово соблюдать новые нормы

Как говорится в заявлении «Костромского центра поддержки общественных инициатив», копия которого есть в распоряжении «НИ», организация не получает иностранное финансирование уже два года и три месяца (с 1 января 2013 года), да и вообще не осуществляет какую-либо деятельность в течение года и семи месяцев (с 15 августа 2013 года). Это подтверждают соответствующие отчеты, которые предоставлены также управлению Минюста России, проводящему в эти дни очередную проверку организации.

Организация подала на выход из реестра в первый день действия поправок, установивших порядок исключения НКО из перечня «иностранных агентов». Согласно новому закону быть вычеркнутой из этого списка организация может, если она в течение года до подачи соответствующего заявления не получала средства и имущество от иностранных источников и/или не занималась политической деятельностью. Еще одним поводом для исключения из реестра может стать отказ НКО от средств из-за рубежа и возврат их в течение трех месяцев со дня включения в реестр.

«Мы были вторыми после ассоциации «Голос», кого принудительно включили в список «иноагентов». Наш стаж нахождения там больше многих других, а потому и желание выйти из него большое», – заметил в разговоре с «НИ» председатель правления «Костромского центра поддержки общественных инициатив» Николай Сорокин. Он рассказал, что работа организации парализована с 2013 года: «Мы только пишем жалобы и судимся. На нас как на «иностранных агентов» навесили кучу дополнительной отчетности. Мы должны проходить аудит, который представляет собой недешевое удовольствие». Не устраивает членов НКО и само клеймо «агента», работать с ним они не хотят.

Напомним, «Костромской центр поддержки общественных инициатив» оказался в списке «иноагентов» 5 июня 2014 года, причем организация включена туда была по суду. Кроме того, организация была оштрафована на 300 тыс. рублей за отказ добровольно регистрироваться в реестре. Штраф до сих пор не оплачен: средств у организации нет. Фонд был главным заявителем из списка тех НКО, которые пожаловались на закон об «иностранных агентах» в Конституционный суд РФ, а затем и в Европейский суд по правам человека.

К слову, свое заявление костромские общественники подали в свободной форме, поскольку Минюст еще не утвердил официальную. В организации полагают, что заявление все равно должны принять и рассмотреть: среди причин, по которым НКО могут отказать в выходе из реестра, неправильно оформленное заявление не значится. А если Минюст все же откажет, фонд это решение обжалует. «По крайней мере мы добьемся того, чтобы Минюст как можно быстрее подготовил специальную форму заявления. Не можем же мы ждать, пока чиновники соизволят это сделать. Вот и посмотрим, насколько поправки позволяют действительно выходить из реестра, или это все профанация», – сказал Николай Сорокин.

«Раз есть закон и он вступил в силу, заявление должны принять. Отсутствие установленной формы – это проблема Минюста, а не НКО», – сказала «НИ» председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина. Она полагает, что вряд ли много организаций из тех, что уже находятся в реестре (до последнего времени их в списке было 49), подадут заявления об исключении из него: «Большинство не готовы отказываться ни от своей деятельности, ни от зарубежного финансирования, которое делает НКО независимыми».

«Думаю, костромскую НКО должны исключить из реестра, раз они подходят под критерии», – полагает лидер движения «За права человека» Лёв Пономарев. В беседе с «НИ» он заметил, что его НКО в апреле подаст такое же заявление: тогда как раз исполнится год с тех пор, как организация не получает иностранного финансирования. «Думаю, Минюст не сможет препятствовать выходу НКО из реестра. Вся бухгалтерия прозрачна», – заметил правозащитник.

Решение об исключении «Костромского центра поддержки инициатив» из реестра по закону должно быть принято в течение трех месяцев.

Список иноагентов дорос до полусотни

Прокуратура потребовала от комитета «Гражданское содействие» зарегистрироваться в реестре иноагентов. Об этом сообщается в пятницу на сайте организации. По словам ее директора Светланы Ганнушкиной, регистрироваться в реестре комитет не собирается, а требование прокуратуры будет обжаловано в суде.
Требование прокуратуры было связано с отдельными пунктами устава «Гражданского содействия», пояснила Ганнушкина: «Нам сказано, что мы ставим своей целью изменение политики, в частности, мы пишем о необходимости гуманизации пенитенциарной системы или о борьбе с коррупцией». При этом иностранной организацией, финансировавшей комитет, оказалась... Организация Объединенных Наций. Правозащитница напомнила, что в состав ООН входит и Россия.
Стоит отметить, что прокурорская проверка в «Гражданском содействии» проходила с конца января одновременно с рядом других НКО, в числе которых была «Московская Хельсинкская группа» и «Transparency International – Россия». Второй в феврале было предложено зарегистрироваться в качестве иноагента.
Тем временем, в реестр иностранных агентов в пятницу включили самарскую НКО «Учебный центр экологии и безопасности» – об этом сообщил на своем сайте Минюст. Политической деятельностью ведомство сочло участие центра в конференции, организованной мэрией Самары, где экологи представили анализ использования водных ресурсов в городе.
Днем ранее министерство включило в список мурманскую экологическую организацию «Беллона-Мурманск». Как отметили в организации, проверка там началась после публикации доклада о загрязнении российской акватории Баренцева моря.
Напомним, что в апреле прошлого года Конституционный суд РФ принял постановление №10-П, согласно которому «к политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан... защиты растительного и животного мира». При этом обязательным условием включения НКО в реестр иностранных агентов является политическая деятельность.
Мария КОНСТАНТИНОВА
"