Рус
Eng
Кто-то теряет, кто-то находит

Кто-то теряет, кто-то находит

23 февраля 2011, 00:00
Общество
Зинаида САЦКАЯ,обозреватель журнала «Эксперт.Оборудование»,–специально для журнала «Мир выставок»
Пришедшая накануне 2011 года новость о поглощении российской выставочной компании MVK международной выставочной компанией ITE Group Plc показалась профессиональному сообществу и рутинной, и нерядовой одновременно.

Процесс пошел

В информации о том, что за громкой сделкой стоит именно британская ITE (International Trade Exhibitions), ничего удивительного не содержалось. Именно эта компания ввела в России моду на покупки выставок. Процесс поглощения начался в 2000 году, когда ITE купила 9 выставок, принадлежавших компании Crocus International Араса Агаларова. Потом, в 2007 году, появившийся на российском рынке мировой лидер выставочного бизнеса компания Reed Exhibitions через свою российскую дочку ООО «Рид Элсивер» приобрела выставку «Технологии безопасности». Затем, в начале 2008 года, Reed Exhibitions объявила о приобретении выставок Intercharm и Intercharm Professional у экспомедиа-группы «Старая крепость» и выставки PAP-FOR – у американской компании E.J. Krause&Associates Inc. Весной того же года ITE купила 100% акций выставочного общества «Сибирская ярмарка» с достаточно известными региональными выставками, а осенью в процесс включился «Экспоцентр», купивший пять известных проектов компании «ПИК «Максима» – «Интерлакокраска», «Шины, РТИ и каучуки», «Индустрия пластмасс», «Мама и дитя», «Игрушки и игры». И, наконец, в 2010 году состоялся переход в собственность ITE 100% выставочного портфеля MVK.

Устойчивую тенденцию структуризации, или, по выражению генерального директора Reed Exhibitions Russia Григория Зарайского, «санацию рынка», можно лишь приветствовать. В одной только Москве ежегодно проходит более 500 выставок – больше, чем в мировой выставочной державе – Германии. С количеством, как и положено, мы впереди планеты всей, чего нельзя сказать о качестве. В мире существует около 150 ведущих отраслевых выставок, 80 из них проводятся в Германии. Ни одна российская выставка в эти полторы сотни не входит. Так что не было бы ничего удивительного в том, что рынок через усиление высокопрофессиональных игроков очищается от выставочного мусора, если бы не одно обстоятельство: в стане побежденных, а не победителей оказалась компания, которая до недавнего времени входила в первую тройку российских выставочных операторов, имея хорошо диверсифицированный выставочный портфель.

Ставки растут

Если первую покупку на российском рынке ITE оценивала в 14 млн. долл., то за выставочную программу MVK британцы заплатили уже более 44 млн. долл. Новая структурная единица в составе ITE будет продолжать называться MVK. Руководство компании, естественно, сменилось, поскольку предыдущими топ-менеджерами были собственники MVK. Александр Шталенков, генеральный директор ITE, назвал произошедшее самым важным событием за всю историю российского выставочного рынка: «Это сильно меняет весь ландшафт российского рынка, потому что появился солидный игрок с рыночной долей не менее 20%». В некоторой степени оправдались тревоги тех, кто боялся усиления позиций зарубежных компаний на российском рынке. Но разве в этом смысле выставочный рынок отличается от рынка бытовой техники, станкостроительного, телекоммуникационного, пищевого? Для потребителя рыночные доли, структура собственников – это где-то далеко, а качество продукта, будь то телефон или выставка, – вот оно рядом, перед глазами. Именно за качество потребитель готов голосовать своими кровными. И проголосовал.

Причины внешние и внутренние

Что же произошло с некогда успешной компанией? Когда в марте 2004 года появился первый павильон «Крокус Экспо», у MVK возникла идея перевести туда выставки «Полиграфинтер», «Росупак», «Интеркомплект/Interzum» и «Евроэкспомебель», для развития которых собственная компактная площадка в Сокольниках стала сдерживающим фактором. Действительно, перед выставками открылись иные возможности, но возникли и вызовы, на которые MVK все эти годы пыталась ответить. Начнем с того, что рентабельность выставок упала, поскольку пришлось платить за аренду площадей и за целый ряд услуг, которые на собственной площадке в Сокольниках осуществляли собственные службы. Далее MVK осталась без таких мощных гостевых выставок, как «Фотофорум», «Интершарм», смотр ретро-автомобилей «Олдтаймер Галерея Ильи Сорокина». Они также предпочли переместиться из скромных павильонов Сокольников в сверкающее великолепие залов «Крокус Экспо», и, естественно, туда же от MVK переместились деньги за аренду площадей.

Некоторый отток экспонентов и посетителей лучших выставок MVK произошел по причине транспортных проблем вокруг «Крокус Экспо». Глава большой станкостроительной фирмы сетовал, что его клиент, на собственном самолете прилетевший в Москву, не смог в течение дня добраться до выставочного комплекса из-за пробок на МКАД. Титаническими усилиями глава империи «Crocus International» Арас Агаларов прорвал транспортную блокаду выставочного комплекса: в сентябре 2008 года был открыт дополнительный съезд к павильонам с внутреннего кольца МКАД, а в декабре 2009-го на территории «Крокус Экспо» открылась станция метро «Мякинино». Тут бы и вздохнуть с облегчением, однако этот инфраструктурный пир, в значительной степени облегчивший жизнь экспонентам и посетителям, был омрачен кризисом. Ко всем внешним проблемам добавилась так некстати рухнувшая в феврале 2010 года крыша павильона в Сокольниках.

Отдельно хотелось бы сказать о выставке «Машиностроение/MASHEX», которую к падению привели сами руководители компании. Наверняка и по сей день MASHEX чередовалась бы весной с «Металлообработкой» «Экспоцентра» (четный-нечетный год), но амбиции взяли верх над здравым смыслом: MVK объявила выставку MASHEX ежегодной. Руководство «Экспоцентра» со всех трибун выставочного сообщества призывало MVK не взрывать выставочный календарь. Не будучи услышанным, «Экспоцентр» также перевел свою «Металлообработку» в ежегодный календарь. Но в отличие от MVK «Экспоцентр» предварительно заручился согласием на такой шаг станкостроительных ассоциаций всех значимых на мировом металлообрабатывающем рынке стран. Это стало мощным сигналом для зарубежных экспонентов: участвовать стоит только в «Металлообработке». Объяснение здесь простое. Дело в том, что правительства европейских стран дотируют участие своих компаний в зарубежных выставках, поддерживаемых профессиональными ассоциациями. Лишившись зарубежных участников и их денег, выставка «Машиностроение/MASHEX» перешла с весны на осень и форменным образом угасла. В ноябре 2010 года в ней участвовало всего 140 компаний вместе со специализированной прессой.

Рынок рассудит

Что получится в результате, сколько выставок из портфеля МVК уцелеет, не знает сегодня никто. В обойме купленных ITE выставок «Crocus International» была звездная компьютерная выставка КОМТЕК, лучшая выставка широковещательного теле-радиокоммуникационного оборудования TRBE. Кто сегодня вспомнит эти названия? В портфеле MVK было несколько действительно хороших, экономически успешных выставок: «Полиграфинтер», «Машиностроение/MASHEX», «Росупак», «Евроэкспомебель», «Лестехпродукция/Woodex», «Деревянное домостроение» и другие. Они позволяли до поры до времени поддерживать на плаву и «подращивать» убыточные выставки меньшего масштаба, тематики которых казались менеджменту перспективными. Не исключено, что часть из них тихо уйдет со сцены. Также не исключено, что прежние «золушки» будут коронованы.

Процесс структуризации рынка и укрупнения игроков, скорее всего, продолжится. Какая компания будет следующей «покупкой» и кто выступит в роли покупателя, сказать трудно. В числе потенциальных российских покупателей остается «Экспоцентр», только ему по карману продолжить приобретение выставок. В намерения ведущей российской выставочной компании входила покупка нескольких московских выставок, об этом в интервью автору этих строк говорил генеральный директор ЦВК «Экспоцентр» Владислав Малькевич. Но поскольку сейчас «Экспоцентр» «ввязался» в строительство нового ВК во Внуково, трудно говорить с уверенностью, будет ли реализовано это намерение. Вообще к прогнозам на выставочном рынке нужно относиться осторожно. Когда в Россию пришла компания Reed Exhibitions, самая крупная в мире выставочная компания, от участников рынка приходилось слышать, что она скупит все. А пока получается, что скупает все ITE. Собственно, этими тремя компаниями – двумя зарубежными и одной российской – список покупателей и ограничивается.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter