Posted 22 января 2008,, 21:00

Published 22 января 2008,, 21:00

Modified 8 марта, 08:16

Updated 8 марта, 08:16

Подколесная борьба

Подколесная борьба

22 января 2008, 21:00
Вчера в Санкт-Петербурге на остановке подрались водители нескольких автомобилей «Газель», следовавшие одновременно по одному и тому же маршруту и не поделившие пассажиров. Правда, у одного из участников стычки не было официального разрешения на извоз людей по этому маршруту. Таких нелегальных шоферов уже давно стараютс

В Санкт-Петербурге число нелегальных водителей «Газелей» увеличилось с того момента, когда состоялся последний конкурс на маршруты. Напомним, он прошел в ноябре. «Мелкие компании, такие, как та, в которой работаю я, этот конкурс провалили и остались без расписанного маршрута, – рассказал «Новым Известиям» питерский водитель «Газели» Андрей Зубков. – Но закрывать бизнес из-за этого никто не собирается, поэтому мы ездим на полулегальном основании. Ставим на маршрутки номера, которые были раньше за ними закреплены, и перевозим людей. Конфликты с конкурентами, которые ездят законно, конечно, случаются: мы ведь на маршруте оказываемся лишними».

Пассажиры, как правило, редко обращают внимание, есть ли у шофера «Газели» разрешение на езду по маршруту. Но если «черный маршруточник» начнет хамить, то и пожаловаться на него некуда. «Черных маршруточников» обычно делят на две группы, – заявил «НИ» председатель Московского транспортного союза Юрий Свешников. – В первую входят те, у кого есть лицензия на то, чтобы заниматься пассажирскими перевозками, но нет разрешения на маршрут. То есть это люди, которые не прошли конкурс. Вторая же категория состоит из тех, кто вообще не имеет никаких разрешительных документов. Такая чехарда происходит из-за того, что в каждом регионе России действуют свои правила регулирования городских маршрутов. Весной в Госдуме готовится к слушанию законопроект, который должен будет установить единые нормы для всех субъектов РФ».

По подсчетам питерской транспортной ассоциации, в городе на Неве ездят более 700 маршруток без разрешений. «Бороться с ними мы пытаемся законным способом, – рассказал «НИ» первый заместитель генерального директора компании «Третий парк» Михаил Богданов. – Но в этом нам не помогает ни мэрия, ни ГИБДД. Если бы регулярно взимались штрафы, то нелегалы давно бы перестали перехватывать пассажиров у легальных участников рынка». Сами водители маршруток, находящиеся вне закона, признаются, что мало кто требует разрешение на маршрут. «За отсутствие документов штраф по кодексу об административных правонарушениях составляет для юридических лиц от 50 до 100 тыс. рублей, – рассказал «НИ» юрист Юрий Штельцов. – С предпринимателей взимают от трех до пяти тыс. рублей. Те, кто не проходит конкурс, часто переоформляются из юридических лиц в предпринимателей, чтобы платить меньше. Но ведь легальные водители действуют не с помощью штрафов, а с помощью кулаков».

На этой неделе в Обнинске неизвестные обстреляли маршрутку из пневматического пистолета. А вечером владельцу фирмы и обстрелянной машины позвонили домой и потребовали убрать его «Газели» с улиц города. Угрожали и владельцам других фирм, а водителя одной из них остановили прямо на маршруте и, вытащив его из машины, избили на глазах пассажиров – прямо среди бела дня. Все угрозы были адресованы только тем шоферам маршруток, которые не выиграли муниципальный конкурс на перевозки.

В столице от силовых методов борьбы с «черными маршруточниками» перешли к законодательным. В мэрии в этом году решили закрепить за каждой фирмой определенные маршруты на пять лет вперед и не проводить каждый год конкурсы, увеличивая число нелегалов. К тому же контора, за которой закреплен только один маршрут, будет сама легко отслеживать нелегалов. В принципе места на дорогах должно хватить всем. «Дракой уже никто ничего не решает, – поделилась с «НИ» сотрудник пресс-службы компании «Автолайн» Людмила Козлова. – Все дорожат своими разрешениями на маршрут. В случае жалоб их просто могут ликвидировать. С конкурентами и нелегалами в столице принято бороться рыночными методами. Например, взять и перейти на более комфортабельные машины. Тогда пассажиры перестанут садиться к нелегалам, и те постепенно исчезнут».

"