Posted 22 января 2007,, 21:00

Published 22 января 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:56

Updated 8 марта, 08:56

Криминальная молитва

Криминальная молитва

22 января 2007, 21:00
По стране катится волна судебных исков, связанных с деятельностью тех, кого мы привычно называем сектантами. Причем иски подаются и с той, и с другой стороны. В общественном сознании крепнет мнение, что быть членом секты значит быть если не потенциальным преступником, то потенциальной жертвой преступления.

Заявления подобного рода звучат уже не только из Московской Патриархии, но и от представителей государственной власти и правоохранительных органов. На днях прокурор столицы пообещал «зачистить» город от всех сектантов. В первую очередь южнокорейских.

До поры до времени на деятельность новых религиозных движений и рост численности их приверженцев в России не обращали внимания ни государственные чиновники, ни главенство Московской Патриархии. Однако с середины 90-х ситуация начала меняться. В печати все чаще стали появляться сообщения о жертвах «тоталитарных культов», которым был причинен моральный и материальный ущерб. Последовало несколько нашумевших судебных процессов. От сотрудничества с западными и восточными миссионерами Россия перешла к борьбе с ними. Сегодня практически во всех епархиях РПЦ созданы миссионерские отделы, информационно-консультативные центры по «проблемам психологического и духовного насилия», службы «реабилитации жертв нетрадиционных религий». Координирует их работу столичный Информационно-консультативный Центр св. Иринея Лионского, возглавляемый Александром Дворкиным, читающим лекции о происках сектантов «от Москвы до самых до окраин».

«Да кто вы такие, откуда взялись?»

Все чаще к антисектантским выпадам РПЦ прислушиваются власть имущие. Так, новосибирская мэрия на прошлой неделе признала своей ошибкой награждение местного отделения Церкви сайентологов дипломом «За вклад в развитие добровольческого движения в городе Новосибирске». Городские власти пообещали внимательнее относиться к этой секте.

Чуть раньше прокурор Москвы Юрий Семин сообщил, что по данным МВД в России 50 крупных и на порядок больше мелких сект, в том числе 80 – южнокорейского происхождения. По словам прокурора, сегодня «религиозная преступность латентна почти на 100%». Прокуратура намерена предпринять «очень жесткие меры к пресечению деятельности деструктивных сект». Как стало известно «НИ», такое решение было принято в ответ на просьбы Московской Патриархии.

Действительно, существуют религиозные организации, калечащие души людей. Многим из них приходится прибегать к помощи врачей. Но эксперты сходятся и на том, что болезненная реакция на деятельность сектантов в России вызвана, прежде всего, формированием властью официальной религиозной доктрины. «В РПЦ искренне считают, что на первом месте должно быть конфессиональное единство России, – пояснил «НИ» старший научный сотрудник отдела религиоведения МГУ Павел Костылев. – Здесь найдется чуть-чуть места для ислама, немного для иудеев и буддистов, но большинство должно исповедовать православие. Такой подход узаконит окончательно преследование неугодных религиозных движений в стране».

По словам Павла Костылева, «в юридической терминологии слова «секта» нет. В законе также отсутствует термин «деструктивное религиозное объединение». Процент закононепослушных в «традиционных» и «новых» церквах практически одинаков. Нужно понять: чтобы запретить так называемую секту, необходимо менять законодательство. Но тогда в проигрыше будут все».

Излишняя активность подозрительна

Нельзя не обратить внимания на то, что адепты «новых» церквей проявляют излишнюю назойливость в своем миссионерском служении. Поэтому и кажутся подозрительными. Тревогу у представителей «традиционных» религий вызывает и то, что «нетрадиционные» все активнее идут к людям.

Дмитрий направлялся к метро, когда его остановил парень лет двадцати. Он спросил Дмитрия, как тот смотрит на современный мир и хочет ли его изменить. Если хочет – пусть приходит на лекцию-собрание. «В тот момент в моей семье случилось горе, и я согласился прийти к ним, – рассказал «НИ» Дмитрий. – Встречи проходили в четырехкомнатной квартире. Собрания начались с песен под гитару, как мне объяснили, для сплачивания коллектива. Потом рассказали о множестве толкований Библии и напоили чаем с печеньем, после чего меня и другого новичка развели по разным комнатам, где показали фотографии из жизни их организации и рассказали об их лидере. Мне предложили заполнить анкету, где были пункты с конфиденциальной информацией. Некоторые из них я заполнять отказался, но к концу встречи почувствовал желание еще раз туда прийти».

Как выяснилось, Дмитрий познакомился с адептами «Церкви Объединения» Муна. Юноша успел посетить три лекции, когда о его походах в секту узнали родственники. «После того, как я пропустил следующую встречу, мне позвонили домой и спросили, почему я не пришел, – вспоминает Дмитрий. – Я объяснил им, что не хочу с ними общаться, и мне больше не звонили».

Больше всего представители «новых» церквей раздражают своей навязчивостью.
Фото: ДМИТРИЙ ХРУПОВ

Никаких негативных чувств к своим «вербовщикам» Дмитрий не испытывает: разошлись, как в море корабли. Так случается не со всеми: «вербовщики» знают много ключиков к душам потенциальных единоверцев. Впрочем, то же самое можно заметить и в «традиционных» конфессиях. Но в сектах все выглядит не так, как в православных храмах и мечетях. Те, кого в России всем скопом причисляют к «тоталитарным сектантам», считаются с современными реалиями. Это признают и те, кто с ними борется. Профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев говорит: «Сектанты – люди думающие, ищущие, неординарные личности, которые не хотят жить, как живет серая масса».

Яркий пример – бесплатный фортепианный концерт, устроенный на прошлой неделе московскими мормонами – членами «Церкви Иисуса Христа Святых Последних дней». Входящих в зал встречали сладкими улыбками активисты – американские юноши в темных брюках и белых рубашках с бейджиками, на которых было написано, к примеру, «Старейшина Томас» или «Старейшина Джейсон». Гостям импонировало, что «старейшины» обращаются к ним на чистом русском языке. Перед концертом была прочитана благодарственная молитва Богу и организаторам. От лица мормонов было много сказано о важности семьи и о доверии к человеку. На входе и выходе те же бойкие ребята совали гостям в руки брошюрки и листовки с адресом церкви и завлекательной информацией о ней. По словам самих мормонов, смысл встречи – в том, что «музыка объединяет». Но кто знает, не пожелает ли кто-нибудь после концерта ближе познакомиться с учением мормонов?

Если мормоны ориентированы на американские вкусы, то Общество Сознания Кришны – на любителя модной восточной экзотики. Недалеко от метро «Динамо» располагается храм кришнаитов, рядом бесплатная автостоянка и магазинчик для любителей продуктов из сои и ароматических палочек. Каждый вечер на службу собирается около 30 человек. Московские индийцы составляют четверть от числа молящихся, остальные – москвичи, в основном в возрасте 25–35 лет. У входа полагается снимать обувь, зато внутри во время службы можно сидеть и даже лежать на полу. Под тимпаны и бубны адепты секты танцуют и повторяют слова мантры «Харе Кришна». По праздникам всех – и старожилов, и пришедших впервые – угощают сладостями. Все, как у Высоцкого: «Удобную религию придумали индусы».

Борьба с непредсказуемым исходом

Протоиерей Михаил Дудко, отвечающий за связи с общественностью в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, по его признанию, «согласен, что слово «секта» несет сейчас отрицательную нагрузку. Но это скорее связано с советским периодом, когда этот термин употребляли направо и налево, и с тех пор он остался в сознании большинства наших сограждан чем-то ужасным и страшным. Нам нужно пытаться выработать механизм, который позволил бы отличить нормальную религиозную организацию от деструктивного культа».

Вполне здравая точка зрения, созвучная мнению члена Общественной палаты, Председателя Российского Объединенного Союза христиан веры евангельской (Пятидесятники) Сергея Ряховского: «У нас есть Закон о свободе совести и религиозных объединениях, есть какие-то подзаконные акты, но нет главного – концепции государственно-конфессиональных отношений. Почему бы не принять закон о сектах – если он появится, государство решит, с кем иметь дело, а с кем не иметь». По мнению епископа Ряховского, в России «с термином «секта» нужно обращаться очень осторожно, он не должен нести в себе оскорбительной, тем более обвинительной нагрузки. Но именно этим занимаются сектоборцы, подрывая репутацию России».

Сказанное в последнее время находит подтверждение в заявлениях и судебных исках членов «новых церквей» в защиту своих прав. Объединение камчатских церквей Полного Евангелия «Благовестие» – одной из организаций христиан веры евангельской (пятидесятников) выразило возмущение фактом поджога в ночь с 23 на 24 декабря строящегося в Петропавловске-Камчатском храма. Зданию был нанесен значительный ущерб в размере более 120 000 рублей.

В июне в Моршанске Тамбовской области была предпринята попытка сорвать презентацию книги о лютеранстве, которое в России существует уже 300 лет. Заведующая Отделом культуры администрации района заявила, что «администрация района приветствует только Русскую Православную Церковь, а все остальные религиозные течения считает сектами». Мероприятие пришлось перенести в приходский дом, но перед самым началом презентации к дому подъехал благочинный Моршанского округа отец Андрей Корнеев и с выкриками: «Это – моя земля! Кто позволил лютеранам заниматься прозелитизмом?» направился к руководителям общины. Благочинный пообещал, что «примет меры и не допустит регистрации лютеранского прихода в Моршанском районе».

Подобным образом в конце июня – начале июля в поселке Лотошино Московской области районная администрация запретила баптистам проведение в парке культуры и отдыха фестиваля христианской музыки, семьи, детских и юношеских программ «Надежда всем». К кампании против баптистов были подключены местное духовенство РПЦ и православные активисты. Первые по местному радио характеризовали баптистов как «зловредную секту», вторые – вышли на пикет. В руках у бабушек и подростков были плакаты: «Не предавай веру и Отечество!» и «Экстрасенсы, прочь со Святой Руси!».

Нижний Новгород, Екатеринбург, Липецк, Якутск... Список российских городов, где антисектантская истерия приобрела угрожающий характер, в последние месяцы пополняется. На жалобы «нетрадиционных» власти и судебные инстанции, как правило, отвечают отписками, и им приходится апеллировать к международному сообществу. В декабре Страсбургский суд удовлетворил жалобу челябинских «Свидетелей Иеговы», с которыми был незаконно расторгнут договор аренды помещения. В ходе судебного разбирательства «Свидетелей» неоднократно называли «тоталитарной сектой». В Страсбурге признали, что в данном случае была нарушена ст. 6 и 9 Европейской конвенции по правам человека, и теперь Российская Федерация будет обязана выплатить заявителям более 90 тыс. евро в качестве возмещения морального ущерба и компенсации издержек.

Перед законом все равны

Андрей Себенцов, заместитель председателя комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ, так прокомментировал «НИ» сложившуюся ситуацию: «У нас власти предпочитают не ссориться с традиционными конфессиями, поскольку за ними большинство. И получается так, что слова некоторых религиозных деятелей воспринимаются чиновниками и политиками, как руководство к действию. В результате нам приходится слышать грозные высказывания по поводу разрушительной, деструктивной деятельности сект. Однако сектанта, как любого другого человека, можно привлечь только в том случае, если он нарушит закон. Право на свободу совести и вероисповедания дает человеку возможность беспрепятственно верить в Кришну или Иегову, брить голову или, наоборот, отращивать волосы. За это привлечь к ответственности нельзя.

Главная причина скандалов, связанных с сектами, кроется, на мой взгляд, в отсутствии толерантности. То, что не родственно нам, воспринимается, как зло».

НЕМЕЦКИЕ РЕЛИГИИ БОРЮТСЯ ЗА СПЕЦСТАТУС

За всю новейшую историю Германии под государственный запрет не угодили даже те группы, в которых отправляют диковинные обряды, придерживаются нетрадиционного вероисповедания, требуют полной лояльности и выманивают у своих приверженцев чуть ли не последнее имущество.
Юридический статус религиозных сообществ здесь делится на специальный и обычный. Лютеранская и римско-католическая церковь, а также ортодоксальный иудаизм получают государственную поддержку и доступ с гуманитарными, благотворительными целями в больницы и школы.
Однако такого рода спецстатус, сулящий весьма существенные налоговые льготы, доступен лишь тем, кто объединяет в своих рядах не менее 1% населения и не отнесен к коммерческим структурам. Под последнее определение попадают, например, сайентологи. Еще 12 лет тому назад Федеральный трудовой суд Гамбурга признал это течение бизнесом, но не религией. Даже активная миссионерская деятельность и тысячи адептов по всей стране не изменили их статуса. Впрочем, это не помешало сайентологам на днях открыть в Берлине храм, рассчитанный на 4 тыс. человек.

Сергей ЗОЛОВКИН, Берлин

"