Posted 21 декабря 2015,, 21:00

Published 21 декабря 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:30

Updated 8 марта, 03:30

Дон Кихоты нашего двора

Дон Кихоты нашего двора

21 декабря 2015, 21:00
На прошлой неделе соцсети всколыхнула история «дорожной феи» – так прозвали жительницу Омска, по ночам заделывающую ямы на местных дорогах. Пользователи Интернета обсуждают безразличие чиновников, толкающее жителей решать жилищно-коммунальные проблемы самостоятельно. Сами чиновники, правда, такой активности не очень ра

На видео, набравшем популярность в Интернете, девушка без посторонней помощи заделывает яму на дороге. Делает она это под покровом ночи, вооружившись шпателем, ведрами с цементом и щебнем. «Дорожной феей», как автолюбительницу прозвали пользователи соцсетей, оказалась 26-летняя жительница Омска Вероника Бобрусь. Она пояснила местным журналистам, что ей надоело ждать, когда яму заделают дорожники, поэтому она решила устранить проблему самостоятельно. Местные чиновники, правда, инициативу не оценили, заявив, что девушка работает не по ГОСТу. И вообще – если на этом месте произойдет авария, виноваты будут не власти, не следящие за состоянием дорожного покрытия, а лично инициативная горожанка.

Как показывает практика, жители городов и небольших населенных пунктов, уставшие ждать милости от властей, стали все чаще самостоятельно обустраивать дворы, ремонтировать дороги и даже строить мосты. Так, священнослужитель Макарий Чибисов из Алапаевска (Свердловская область) не один год просил местную администрацию отремонтировать асфальтовое покрытие на одной из улиц города: по ней было сложно не только проехать, но и пройти. Однако чиновники недоумевали, зачем вообще делать дорожное полотно на улице, по которой и автобусы-то не ездят. И, ссылаясь на некий план по ремонту дорог, отправили батюшку восвояси. В ноябре священнослужитель, не дожидаясь осуществления загадочного плана, вместе с соседями починил дорогу и даже сделал на ней тротуар.

Жители Барнаула в августе этого года тоже решили не ждать планового ремонта дорог и сами заделали ямы, стоившие колес многим автомобилистам, на одной из улиц города. «Привет администрации Октябрьского района и дорожникам нашим. Вы все такие занятые, но русский мат из-за пробитых колес все лето надоело слушать. Не переживайте, отремонтируем сами, простые автолюбители. Улица 40 лет Октября», – написал по этому поводу в соцсети местный житель Юлиан Савицкий, приложив фотографии, где мужчина латает яму на асфальте. В свободное время латал дыры на проезжей части улиц Петрозаводска и местный житель, работающий на асфальтоукладчике: «Он в свободное от работы время взял и залепил несколько ям. На остальные асфальта не хватило, но мужчина обещал вернуться и доделать то, что не могут сделать городские власти», – сообщается в местном сообществе в соцсети. А жители города Суоярви в той же Карелии собственными руками заделали ямы в асфальте перед... зданием мэрии.

В других населенных пунктах жители, устав от «завтраков» местных администраций, проявили чудеса самоорганизации и сами отремонтировали более сложные объекты. Жители проспекта Ленина во Владимире, не сумев пробить бюрократические препоны собственной управляющей компании, привели в порядок двор собственного дома. Челябинцы в августе начали сбор средств на ремонт крыши в своем многоквартирном доме – кровля протекала, однако власти города указывали, что капремонт в здании запланирован аж на 2026 год. На это у них ушло 169 тыс. рублей, что, к слову, намного меньше, чем обычно закладывают в бюджет на такие работы местные чиновники. На очереди – ремонт лифтов и лестниц.

Предприниматели из Костромской области скинулись на новый мост через реку Шарьинку, который стал настолько негодным, что автомобильное движение по нему было запрещено. Строительство моста было в отдаленных планах местных властей, и на него даже выделили 13,5 млн. рублей. Однако активисты потратили... в 43 раза меньше – всего 300 тыс. То же самое сделали жители деревни Раскуиха Свердловской области. На мост через реку Чусовую они потратили всего два дня и 250 тыс. рублей из собственного кармана. К слову, последний раз мост ремонтировали в 1981 году и тоже на средства местных жителей.

Граждане порой предпочитают не ждать планового ремонта дорог.
Фото: SPRAVDA.COM

Местным властям такого рода самодеятельность чаще всего не нравится. Чиновники, которые годами игнорируют просьбы жителей что-либо починить, ссылаются на то, что сделанный не по ГОСТу ремонт долго не проживет, а им потом за возможные аварии еще и отвечать придется.

Интересно, что иногда с критикой выступают и местные жители, соседи которых взяли на себя функцию дорожных рабочих. Житель Волгоградской области Виктор Лукин рассказал «НИ», что активисты чаще всего действительно засыпают глубокие ямы чем придется, а сверху «мажут» цементом: «Понятно, что ни о какой долговечности говорить не приходится. Но самое интересное, что и местные дорожные рабочие осуществляют ремонт примерно по такой же «технологии». Только вместо цемента у них тонкий слой крошки».

Еще 10–12 лет назад людей мало интересовало происходящее за пределами их квартир или дачных участков, говорит «НИ» ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов. По его словам, общественная территория – те же подъезды, лесопарки, дворы – тогда была своеобразной зоной отчуждения. «Сейчас картина меняется, – говорит социолог. – Люди насытились частными интересами и пытаются как-то осваивать то социальное пространство, которое находится за пределами их жилища. Но насколько этот процесс мощный, пока сказать сложно».

Несколько лет назад в Москве появилось сообщество под названием «Партизанинг». Его активисты самовольно чертили пешеходные переходы в местах, где люди чаще всего перебегали дорогу, обустраивали зоны отдыха во дворах, ставили скамейки в парках – в общем, занимались тем, до чего у чиновников годами не доходили руки. Например, в Войковском районе они из подручных материалов оборудовали спортивные площадки, а в Тропарево-Никулино расчертили велосипедные дорожки и развесили карты с веломаршрутами. Сейчас это движение так активно не работает, зато простые горожане – например, жильцы какого-нибудь дома – объединяют усилия и самостоятельно решают насущные вопросы.

Люди и дальше будут стараться решать проблемы без вмешательства чиновников, говорит г-н Бызов. Причем способствовать этому будет не столько кризис и постоянное отсутствие денег на те или иные нужды в местных бюджетах, сколько состояние умов. «Кризис 1990-х годов совпал с глубокой атомизацией, когда у людей общественная деятельность была практически парализована», – говорит социолог. За прошедшие 10 лет, по словам собеседника «НИ», общество стало более способным к самоорганизации: «Раньше люди не знали соседей по лестничной клетке. Сейчас же жилищная реформа, хотя и неудачная, как-то людей организовала. Горожане все чаще стали проводить акции, например, против точечной застройки, против вырубки лесов. То есть людей стали волновать такие проблемы. И их протесты пусть не всегда, но бывают услышаны». Тем не менее, отмечает Леонтий Бызов, все это пока «тоненький ручеек на фоне массового безразличия». Также он добавил, что если людей все-таки оставить в покое и не разрушать налаженные ими связи, то постепенно общество изменится и самоорганизуется: «Это то, чего нам катастрофически не хватает».

Все что угодно можно делать только с территорией, которая находится в собственности гражданина, предупреждает «НИ» адвокат, полковник МВД в отставке Евгений Черноусов. Но за условное самоуправство на «общественной земле» может последовать наказание – как административное, так и уголовное. По его словам, даже высадка деревьев во дворе собственного дома может закончиться «административкой». А если огородить небольшой клочок земли под окнами и сделать из него палисадник, то это можно будет считать захватом земли. Штрафом тут уже не отделаешься. «Делая добрые дела, не надо забывать и о возможной ответственности, – говорит собеседник «НИ». – При этом не надо крайностей. Если люди соберутся и самостоятельно починят проезжую часть, то никакой ответственности за это не наступит. Было бы странно кого-то наказывать за подобное деяние».

В Японии городские жители обходятся без дворников

Как ни странно, в крупных японских городах практически нет дворников. В Токио, к примеру, «профессионалы метлы» убирают разве что центральную часть города – ту, где собирается молодежь, а рядом или немного жилых построек, или же их нет вовсе. Причина прозаична и вместе с тем удивительна для иностранца: за чистотой здесь следят сами жители.
Особенно усердствуют люди старшего возраста. Бабушка, вооруженная метлой, которая убирает улицу возле своего дома, – типичное зрелище для Токио. Равно как и бабушка, которая идет по улице с пакетиком и собирает на улице мусор, чтобы потом его выкинуть. Бывает, иной пенсионер по-соседски оказывает помощь людям, проживающим с ним на одной улице, – собрать опавшие листья на участке уехавшего в отпуск или в командировку, например.
Если спросить японского «добровольного мусорщика», почему он взял на себя подобную миссию, он лишь пожмет плечами или скажет: таковы японские традиции. Действительно, здесь не принято относиться к общественному пространству как к чему-то чужому. Правда, еще лет пятьдесят назад ситуация в стране была иная: улицы Токио были завалены мусором, а город считался одним из самых грязных на Дальнем Востоке. Почему за прошедшие полвека ситуация изменилась столь кардинально – загадка, как и многое другое в японском менталитете. Остается только предполагать, что тем же пенсионерам, юность которых пришлась на 50–60-е годы, когда Япония восстанавливалась после страшной Второй мировой войны, просто за державу обидно: портить с таким трудом возрожденное им представляется святотатством.
Юрий СИНАЛЕЕВ, Токио


Немцы ценят выходцев из России за золотые руки

В Германии не бывает проблем с вызовом служб по ремонту чего бы то ни было – электричества, водопровода, крыш, подвалов, захлопнувшихся дверей, выбоин на тротуаре. В ситуациях, не терпящих отлагательств, ремонтники приезжают тотчас же. В случаях не сильно экстренных назначают так называемый «термин»: день и час, когда хозяевам надо ждать мастера и обеспечить ему доступ к участку работ.
Если дом частный, то владелец платит за ремонт из своего кармана. Если ремонтные работы производятся в съемном жилище и авария произошла по не зависящим от квартиросъемщика причинам, то оплата ремонта идет из кармана фирмы или частного лица, владеющего этой недвижимостью.
Но, как правило, любой ремонт, даже достаточно мелкий, стоит недешево. Поэтому зачастую люди либо пытаются устранить проблему (к примеру, прочистить засор водопровода) своими руками, либо пригласить знакомого умельца, который сделает то же самое за гораздо меньшую плату. Особенно часто к подобной самодеятельности прибегают наши соотечественники. Кстати, качество их ремонта в силу традиций, навыков и природной одаренности ничуть не уступает качеству работ дипломированных немецких специалистов.
Вероятно, именно в силу того, что наши мужчины в большинстве своем – мастера на все руки, многие из них в Германии работают в должности так называемого хаузмастера. То есть специалиста, который по первому зову приходит к жильцам подведомственных ему домов и пытается своими силами устранить поломку.
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен

"