Posted 21 ноября 2013,, 20:00

Published 21 ноября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:54

Updated 8 марта, 04:54

Спасение улетающих

Спасение улетающих

21 ноября 2013, 20:00
Крушение самолета в Казани в минувшее воскресенье заставило многих граждан задуматься о том, как не стать следующей жертвой ошибки пилота или неисправности воздушного судна. «НИ» выяснили, что свести риск попадания в авиакатастрофу к минимуму может правильный выбор авиакомпании, грамотная оценка внешнего вида самолета,
Сюжет
Авиация

Несмотря на длинный список авиакатастроф, самолет остается самым безопасным видом транспорта, утверждают статистики. На втором месте – корабли, на третьем – поезда, а вот на четвертом – автомобили, которыми мы пользуемся ежедневно.

Сайт planecrashinfo.com собирает данные об авиапроисшествиях во всем мире. По утверждению сайта, шанс погибнуть в авиакатастрофе при пользовании 78 основными мировыми перевозчиками составляет 1 к 4,7 млн. полетов. По подсчетам Международной организации гражданской авиации, одна катастрофа приходится примерно на 1 млн. вылетов.

В нынешнем году в разных странах при крушениях пассажирских самолетов погибли 208 человек. Между тем на российских дорогах по данным ГИБДД за январь–октябрь 2013 года в ДТП погибли 21,7 тыс. человек – более чем в сто раз больше.

Падение самолета в Казани стало лидером по числу жертв в нынешнем году (50 погибших). Другие самые страшные катастрофы случились в Лаосе (16 октября – 49 погибших), в Казахстане (29 января – 21 жертва) и в Нигерии (3 октября – 16 погибших).

По данным сайта aviation-safety.net, Россия по количеству авиакатастроф, произошедших с 1945 года по сегодняшний день, находится на втором месте после США. В нашей стране за эти годы в 307 крушениях самолетов погиб 7061 человек. Правда, если брать результаты за год, то в 2011 и 2012 годах наша страна по числу погибших в авиакатастрофах удерживала первое место. И это притом что в Штатах авиаперевозок осуществляется в десятки, если не в сотни раз больше, чем в России.

«Летайте самолетами РЖД», – шуткой ответил «Новым Известиям» президент «Шереметьевского профсоюза летного состава» Игорь Дельдюжов на вопрос о том, как уберечь себя от авиакатастроф. И уже всерьез г-н Дельдюжов посоветовал выбирать для полетов солидную авиакомпанию и обращать внимание при посадке на общее состояние самолета: «Посмотрите на то, как он покрашен. Облезлая краска должна насторожить».

«Никто вам не расскажет все подробности об авиакомпании или самолете – это коммерческая тайна. Да и определить неисправность «на глаз» обычный человек ни по каким признакам не сможет», – возражает в беседе с «НИ» Герой России, летчик-испытатель Анатолий Кнышов. Он советует садиться в самолеты российского производства: «Наши самолеты делают, учитывая климат и менталитет, адаптируют к условиям страны. Все инструкции к ним написаны на русском языке, и курсы подготовки ведутся на русском». В иностранных же самолетах, по словам г-на Кнышова, инструкции написаны на английском языке, и в экстремальной ситуации экипаж может в этих инструкциях попросту не разобраться.

Эксперты также советуют уменьшить риск попадания в авиакатастрофу с помощью ряда нехитрых действий. Так как большинство происшествий происходит во время взлета или посадки, следует свести к минимуму число пересадок при дальних полетах, а короткие перелеты, например между соседними городами России, лучше вообще исключить. Безопаснее летать на больших самолетах: их строже проверяют, да и выжить там легче в случае аварии.

По данным сайта aviation-safety.net, больше всего в авиакатастрофах выживает людей, сидящих в хвостовой или в передней части самолета. Чем ближе к центру, тем выше риск погибнуть. Кроме того, на борту нужно сразу же прочитать инструкцию и отметить ближайший аварийный выход, а во время полета – не отстегивать ремень безопасности. Многие выживают в авиакатастрофах именно благодаря тому, что когда-то оказались более внимательными, чем другие пассажиры. Ведь если самолет не взорвется при столкновении с землей, как это произошло в Казани, а просто совершит «жесткую» посадку, пусть даже с последующим пожаром, у пассажиров обычно есть время на то, чтобы успеть покинуть салон.

В среду группа депутатов «Единой России» внесла в Госдуму законопроект, запрещающий использовать в нашей стране самолеты старше 20 лет. В пояснительной записке к законопроекту «исключительно высокий возраст воздушных судов» назван основной причиной частых авиакатастроф в России. Напомним, что возраст упавшего в Казани самолета – больше 23 лет. Депутаты обозначили дату вступления законопроекта в силу – 1 января 2017 года. Глава Росавиации Александр Нерадько инициативу поддержал, но отметил, что авиакомпании об этом должны быть оповещены заранее.

КСТАТИ

Согласно статистике, меньше всего несчастных случаев происходит на серийных самолетах общеизвестных авиакомпаний. Что касается причин катастроф, то в половине случаев (49%), по данным сайта planecrashinfo.com, ошибается пилот. На втором месте (22%) – технические неполадки. Затем следует погода (12%), теракты (9%), ошибки авиадиспетчеров (7%), и в 1% случаев аварии происходят по иным причинам. В прошлые годы основные причины были те же самые: в 2000-е годы по вине пилотов произошло 54% катастроф, а из-за технических неполадок – 24%. В 90-е годы соотношение – 51% и 24%, в 80-е – 46% и 20%.

"