Posted 21 ноября 2006,, 21:00

Published 21 ноября 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:01

Updated 8 марта, 09:01

«Хорошей» смерти не бывает

«Хорошей» смерти не бывает

21 ноября 2006, 21:00
Вчера депутаты Мосгордумы выступили с инициативой отвести эвтаназии отдельное место в Уголовном кодексе РФ. До сего дня российское законодательство рассматривало ее как умышленное убийство с соответствующим наказанием. Если предложение депутатов станет законом, то смерть по собственному желанию будет вписана статьей в

«Хорошая смерть» – так в переводе на русский звучит греческое слово «эвтаназия». Сегодня она легализована в Голландии, Бельгии и с некоторыми оговорками в штате Орегон (США). Нормы об эвтаназии предусмотрены законодательством Азербайджана, Молдовы, Грузии и более чем 30 стран дальнего зарубежья. Нет законодательных норм, регулирующих эвтаназию, только в России.

«В Уголовном кодексе нашей страны не установлена ответственность за эвтаназию, не дано даже четкого ее определения, – рассказал «НИ» председатель комиссии Мосгордумы по законодательству Александр Семенников. – Человека, удовлетворившего просьбу больного ускорить его смерть, судят за умышленное убийство со смягчающими обстоятельствами. А иногда убийство немощного, беспомощного человека может рассматриваться и как отягчающее обстоятельство. Наказание – от 6 до 15 лет тюрьмы. Мы определяем эвтаназию как убийство неизлечимо больного человека по его просьбе, совершенное по мотиву сострадания с целью избавления больного от мучительных страданий, вызванных болезнью. И считаем, что подобное деяние не может быть квалифицировано как умышленное убийство».

Законопроект, предложенный депутатами Мосгордумы, предлагает достаточно мягкое наказание за «убийство из сострадания». За причастность к эвтаназии медицинского работника установить ответственность в виде ограничения свободы до 2 лет с лишением права занимать должность до 2 лет. За причастность к эвтаназии иных лиц предлагается ограничение свободы до 3 лет или лишение свободы от 3 до 7 лет. По словам Александра Семенникова, для простых граждан наказание более строгое, чтобы не допустить нежелательного распространения этого явления в обществе.

Общественность отреагировала на инициативу депутатов неоднозначно. По сути поправки носят гуманистический характер, однако эксперты опасаются, что смягчение наказания за эвтаназию станет шагом к ее дальнейшей легализации. «Мы не сможем контролировать исполнение даже самого безупречного закона об эвтаназии, – говорит вице-спикер Госдумы РФ Владимир Жириновский. – Убийства, связанные с наследством, недвижимостью, с любой корыстью, получат законное прикрытие. Мы добьемся только того, что увеличится количество убийств».

Медики не менее категоричны. «Средства массовой информации могут представить любое решение по любой проблеме в таком свете, что люди становятся его сторонниками, – заявила «НИ» главврач Первого московского хосписа Вера Миллионщикова. – Но если эта проблема коснется лично вас, вряд ли вы захотите принять «хорошую смерть» от руки ближнего. Я считаю, что человек рожден, чтобы жить, поэтому отношусь к эвтаназии категорически отрицательно».

Никакой статистики о случаях эвтаназии в России не существует. Трудность в подсчетах вызвана тем, что подобные факты лишь в редких случаях становятся широко известными. Зачастую из живущих на земле об этом знает только один человек – тот, кто выполнил последнюю просьбу больного. Депутаты Мосгордумы запросили статистику в Министерстве здравоохранения РФ. В ближайшее время слушания будут продолжены, но уже в Госдуме РФ.

"