Posted 21 сентября 2003,, 20:00

Published 21 сентября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

Форменное безобразие

Форменное безобразие

21 сентября 2003, 20:00
Исчезнувшая в 90-х годах из обихода школьная форма, похоже, желает взять реванш. По данным «Новых Известий», программы по ее введению «в целях охраны здоровья учащихся и оказания поддержки остро нуждающимся семьям» одобрены администрациями Алтая, Хабаровска, Кузбасса, Оренбургской области. Однако юристы уверены: эти ре

«С этого года у нас в школе ввели обязательную школьную форму. Без нее ребенка на порог не пускают. Активисты из родительского комитета взбунтовались: не каждой семье по карману новый костюм. Да и дети не хотят быть похожими друг на друга... Подскажите, как быть?» Это из письма в редакцию обеспокоенной мамы подростка из поселка Тоцкая-2 Оренбургской области.

Письмо, увы, не единичное. Каждую осень повторяется одна и та же история: вместе с модернизацией образовательных программ вдруг меняются и школьные формы. Точнее, их покрой. В одной из престижных гимназий в Юго-Восточном округе столицы мальчики, например, ходят в строгих черных брюках, при галстуке, в жилете с фирменным нагрудным знаком, девочки – в клетчатых юбках и синем свитере. Красиво, практично, удобно. Но вот вопрос: насколько правомерно?

– Если подобная инициатива исходит от муниципальной или региональной властей, то она незаконна, – твердо заверили «НИ» в Министерстве образования РФ. Оказывается, ни губерния, ни муниципалитет не вправе повсеместно насаждать единую форму для школяров. Зато любая школа может «инициативой снизу» ввести в обиход общий стиль одежды. Но решение выносит не администрация, а орган самоуправления – совет школы или попечительский (управляющий) совет.

– Предположим, где-то пришли к единому мнению, что было бы неплохо переодеть детей в красивые форменные костюмы, – говорит министр образования России Владимир Филиппов. – Однако в каждой школе найдутся родители, которые не в состоянии их купить. Поэтому школа, принимая решение о единой для всех форме, должна позаботиться о том, чтобы за свой счет приобрести ее нуждающимся, малоимущим.

Все вроде понятно, все справедливо. Но слишком хорошо мы знаем, как работает наше общественное самоуправление. Чаще всего демократический (по названию) родительский парламент превращается в чисто декоративный орган при администраторе. Есть и другая сторона медали. Чиновник от образования, давая «зеленый свет» на пошив учебной униформы, может иметь и собственный интерес – некое вознаграждение от благодарных производителей. В стране почти 20 миллионов небрежно, а то и просто безвкусно одетых малолетних «мучеников науки». Умножьте на 300 руб. – вот вам и 6 млрд. гарантированной прибыли! Возможно, привлекательность этого рода бизнеса и стала причиной нарастающего «форменного бума». Но инициаторы его приводят совсем другой аргумент.

– С просьбой возродить школьную форму к нам постоянно обращаются сами родители, как правило, из небогатых семей, которые не хотят, чтобы их дети выглядели беднее других, – объяснили нам в администрации Оренбургской области. – Думаем, что таких родителей большинство.

Что ж, этот вопрос и вправду встречает положительный отклик. Согласно опросу ВЦИОМа, к возвращению школьной формы положительно относятся 41% опрошенных, скорее положительно – 29, скорее отрицательно – 16, резко отрицательно – 7%.

Несмотря на кажущееся единодушие населения по поводу стандартной школьной одежды, она вызывает споры среди педагогов.

– Здесь переплетены две очень серьезные проблемы. Во-первых, несомненно, что введение формы в директивном порядке означает процесс обезличивания учащегося, – говорит бывший замминистра образования РФ, заведующий кафедрой психологии личности МГУ профессор Александр Асмолов. – А во-вторых, за эту самую форму родители выкладывают свои личные деньги, то есть реформа представляет собой вид вымогательства. Особенно это очевидно на фоне заявлений некоторых директоров швейных фабрик. Это явное лоббирование.

На чьей стороне будет победа – ребенка или костюма? Некоторые специалисты утверждают, что к 2005 году формы будут введены во всех российских школах без исключения. Стоило бы в этой связи напомнить российским чиновникам опыт цивилизованных стран: школьная экипировка, от учебных книг до канцелярских принадлежностей и делового костюма, там оплачивается государством.

Нужно ли возвращаться к школьной форме?

Евгений КУРКИН,
генеральный директор издательства «Педагогика-Пресс»:

– Свобода выбора одежды настолько естественна, что в прямом виде даже не обозначена в Конституции. Смешно было бы, в самом деле, включать в основной закон страны статью «О свободе питания».

Что, однако, удивляет? Во-первых, в некоторых регионах местные власти тихой сапой вводят обязательность школьной формы на основе собственных решений. Во-вторых, подавляющее большинство граждан не отдает себе отчета в незаконности подобных действий. «А что здесь особенного? – говорят. – Ведь и у нас так было, и ничего, пообвыкли...»

Путь реставрации советской школы – ее уклада, экономики, обычаев – ведет в тупик. Конечно, всякая школа может сама ввести у себя собственный фирменный гардероб. Но кто будет принимать решение? Если родительский совет школы – нет проблем. Точнее, нет принципиальных проблем, реальные-то все равно будут, и немалые. Например, 60% родителей «за», а 40% – «против». И вот 60 детей утром пришли в школу в форме, а 40 – не в форме. Как быть? Правовая коллизия...

ВАЛЕРИЯ, певица:

– Я за единую школьную форму. В классе обычно сидят бок о бок дети самого разного уровня благосостояния. Многие по молодости не понимают, что вельветовый костюм или фирменные кроссовки от «Адидас» – вовсе не их заслуга. Некоторые начинают возноситься, портится характер. Плохо и то, что в школе не обращают внимания на другие вроде бы пустяки туалета – серьги у мальчиков, маникюр, макияж и дорогие украшения у девчонок.

Думаю, если бы единая форма была удобной, практичной и модной – со сменными блузками, жилетами, пиджаками, – то не было бы и проблемы, что надеть на занятие. Стандартная униформа сильно облегчит участь мам: не надо каждое утро заново ломать голову, в чем пойти ребенку сегодня. Так что и с педагогической точки зрения это абсолютно точное решение. Я и своим собственным детям, Ане и Артему, желаю ходить в школьной форме. Если, конечно, ее «государственный статус» будет подкреплен достойным качеством...

"